Молдова, которая ещё вчера подавалась как образцовый пример постсоветской республики, рискует стать одним из символов сомнительной практики прямого влияния на выборы со стороны Брюсселя. Причём подозрения с выраженным привкусом «нелегитимной власти» теперь исходят не от «агентов Кремля», а от авторитетных американских конгрессменов, сообщает eNews.
Если бы ещё несколько лет назад кто-то предположил, что Вашингтон публично выразит подозрения Брюсселю по поводу вмешательства в выборы в европейских странах, многие сочли бы это либо шуткой, либо фантастикой. Однако в начале этого года подобное всё же произошло и вполне официально, в очередной раз подтвердив классическое правило «Окна Овертона». Речь идёт о промежуточном докладе юридического комитета Палаты представителей США, который стал одним из наиболее серьёзных вызовов репутации европейских институтов, отголоски которого ощутили далеко за пределами Брюсселя, в том числе и в Кишинёве.
Ранее мы уже говорили о признаках серьёзного охлаждения в отношениях США и Молдовы, и на данный момент ничего не указывает на перспективу их быстрого восстановления. Недавнее заявление Майи Санду о том, что визит в США в этом году не запланирован, на этом фоне звучало вполне закономерно, особенно учитывая, как в конце прошлого года там принимали Гросу и Попшоя. Не менее странная история с фактическим отказом Санду от встречи с заместителем помощника госсекретаря Кристофером Смитом (якобы из-за её зарубежной поездки) добавила во всю эту картину ещё один густой тёмный штрих. Такое совпадение, конечно же, нельзя исключать, но в данном случае всё выглядит так, что это «совпадение» было тщательно спланировано.
Объяснение такому поведению президента, по сути, лежит на поверхности. Не секрет, что сегодня значительная часть европейского истеблишмента консолидируется в своеобразный антитрамповский альянс. Для многих политиков в Восточной Европе, включая наше руководство, солидарность с Брюсселем означает определённую дистанцию с нынешней администрацией США. Но проблема этой позиции в том, что Соединённые Штаты всё ещё являются крупнейшим донором в мире и международным арбитром для целого ряда процессов. Так что подобное демонстративное игнорирование Белого дома может обернуться болезненными последствиями для таких малых стран как Молдова.
Но вернёмся к тому самому докладу. Республиканцы, окрылённые возвращением Трампа в Овальный кабинет, перешли от философских упрёков в адрес европейских элит к более осязаемым мерам. Так, в этом отчёте утверждается, что Еврокомиссия после вступления в силу Digital Services Act постоянно взаимодействовала с крупными платформами и, скажем мягко, настойчиво рекомендовала им активнее работать с «вредоносным» контентом. Особенно активно такие «призывы» направлялись накануне выборов в отдельных европейских странах, среди которых, к слову, значится и Молдова. Более того, в нашем случае описан и конкретный эпизод – саммит EU Support Hub, состоявшийся примерно за месяц до президентской кампании 2024 года. Формально это был разговор о рисках дезинформации. На деле же – конфликт интересов, поскольку премьер-министр Дорин Речан, аффилированный с понятно каким кандидатом, участвовал в обсуждении того, как и что именно стоит ограничивать в медиапространстве.
Весь юмор ситуации в том, что в течение нескольких лет наши и европейские официальные лица при поддержке целой индустрии «экспертов» и «говорящих голов» учили нас распознавать внешнее вмешательство, обычно кивая строго в направлении Москвы. Теперь же указующий перст Вашингтона обращён в сторону самих европейцев, ставя под вопрос применявшиеся ими методы. Помимо этого, в своём документе американцы отдельно отмечают, что убедительных доказательств как раз российского вмешательства выявлено не было. А это уже практически ломает всю привычную конструкцию, на которой держалась значительная часть внутренней и внешней риторики наших властей. Таким образом, если «главный злодей» внезапно теряет статус обвиняемого, то возникает неприятный вопрос: а на каком основании принимались жёсткие решения против оппозиционных политиков, партий и медиа?
Паника провластных комментаторов, которые бросились объяснять, что всё вырвано из контекста и вообще – это всё «промежуточный сырой субъективный документ», стала, пожалуй, лучшим индикатором чувствительности темы для Санду и PAS. Пока официальная линия сводится к максимально осторожной паузе, поскольку даже самый взвешенный комментарий рискует привлечь дополнительное внимание к проблеме и придать ей повышенный общественно-политический интерес. Но, как нам кажется, ставка на то, что информационный фон сам собой растворится, не сработала. В социальных сетях и непровластных СМИ документ встретил живой отклик, на фоне которого официальное молчание выглядит как откровенный страх и растерянность.
Если следовать логике американской политики, то публикация доклада может быть только началом продолжительной политической кампании. Следующим шагом могут стать запрос документации, требования предоставить внутренние инструкции, вызов европейских чиновников и представителей платформ на слушания. Юридические же последствия могут быть не прямыми, но политически ощутимыми. Например, обсуждение условий финансирования программ, связанных с поддержкой выборов, в том числе и в нашей стране, медиа и гражданского общества. Конгресс умеет долго и тщательно изучать вопрос (не)целевого использования средств американских налогоплательщиков. Для нас это означает постоянное упоминание в негативном контексте скандала, а наша страна, которая ещё вчера подавалась как образцовый пример постсоветской республики, стремящейся в состав ЕС, рискует стать примером сомнительной практики прямого влияния на выборы.
Для Брюсселя такой выпад от США – это тоже болезненный имиджевый удар. Евросоюз десятилетиями строил репутацию хранителя демократических процедур и вдруг его обвиняют в том, что он сам был активным игроком серых электоральных схем. Евроскептики и правые партии в Европарламенте получили подарок, о котором только могли мечтать. Безусловно, они им постараются воспользоваться по максимуму, формируя собственную мейнстримную повестку и требуя расследования и ограничения полномочий Еврокомиссии.
Для наших оппозиционных сил происходящее в теории также открывает дополнительные политические возможности. По сути, нарратив уже готов: «Ваши европейские покровители вмешивались в наши выборы, власть была в курсе, выборы нечестные». Самое главное тут, что вне зависимости от того, насколько юридически (не)состоятельны эти обвинения, политически они будут работать именно против правящего режима. Если оппозиция не будет терять время, то в ближайшей перспективе должны появиться инициативы по созданию парламентских комиссий, требования отставок, а также попытки пересмотра решений, принятых после выборов. И даже в отсутствие каких-либо правовых результатов, по сути, сам процесс будет подтачивать доверие к нынешней власти.
Стоит сказать, что публикация доклада совершенно не случайно произошла накануне Мюнхенской конференции по безопасности. В прошлом году Джей Ди Вэнс уже позволил себе жёсткие оценки европейской политики. В этом году вице-президент, надо полагать, появится уже перед европейской политической публикой с увесистой папкой конкретных фактов и примеров, а очередная порция обвинений окончательно закрепит эту тему в международной повестке.
Ну а Молдова в конечном итоге оказалась внутри широкого контекста трансформации трансатлантических отношений. Жёсткая привязка к Брюсселю в условиях растущих разногласий между западными союзниками делает почти невозможным балансирование, и Майя Санду поступает в отношении США так, как не поступил бы ни один дальновидный политик. Более того, особенность происходящего в том, что подозрения с выраженным привкусом «нелегитимной власти» теперь исходят не от агентов Москвы, а от авторитетных американских конгрессменов. А это сильно усложняет привычные модели реагирования, поскольку заявить как обычно, что «это всё кремлёвская пропаганда», уже не получится.
Конечно, многие сейчас гадают, какой будет дальнейшая судьба документа: получит ли он развитие в виде более жёстких политических и процедурных шагов или же постепенно растворится в набирающей обороты кампании по промежуточным выборам в Конгресс. Однако, по нашему мнению, это ещё далеко не финал, а лишь пролог истории, которая может стать для Молдовы очень серьёзным испытанием на геополитическую прочность.
Сергей ЧЕБАН
Комментариев нет