Ветераны труда недоумевают, почему сначала проводится снос старых киосков, а лишь после этого будет разработан новый регламент по размещению новых?

Все мы хотим, чтобы Кишинёв выглядел не хуже, чем любая европейская столица, с хорошими дорогами и тротуарами, с чистыми улицами и цивилизованными парковками, с безопасными и опрятными местами отдыха. На самом деле работы по приданию молдавской столице нового облика очень много. Но почему-то это преображение началось именно с войны с киосками, которая очень напоминает войну с пенсионерами.

Пощады не будет

Сложно не согласится с тем, что нагромождение разноплановых торговых точек не придает галантности центрально части столицы. Зачистку исторической части города от киосков проводят с завидной регулярностью. Но вместо старых киосков появились киоски нового назначения.

Но чистят от мелкой торговли не только центр. Демонтаж киосков производится по всему городу. Порой грубо, бесцеремонно, с нарушением правил безопасности и с порчей имущества. Ведь за испорченный товар несет ответственность продавец.

Как сказал градоначальник, «если хотите жить в современном городе, тогда соблюдайте правила, установленные властью». И все бы ничего, для общего дела можно смириться с некоторыми неудобствами, только вот за этими самыми киосками стоят живые люди, в основном пенсионного и предпенсионного возраста, которые теряют работу, причем большинство из них, навсегда.

Встречаясь с экономическими агентами Ион Чебан отметил, что киоски, которые были вывезены, не будут установлены на прежние или другие места (улицы, дворы), пока не будет разработан и принят новый регламент. К такому решению в мэрии пришли, после выявления многочисленных нарушений в сфере уличной торговли. Чебан пообещал, что те киоски, которые вернуться на улицы, могут быть эвакуированы еще раз, за повторные нарушения.

По мнению столичной власти, все нынешние киоски необходимо заменить согласно новой концепции. Предполагается, что установка новых киосков, соответствующих всем стандартам, будет проводиться исключительно на конкурсной основе.

Жертвенный список

В начале декабря у мэрии протестовали десятки работников киосков, в основном это пенсионеры, которые вынуждены искать себе новое место работы, после демонтажа торговых точек. Ион Чебан пообещал «сделать все возможное, чтобы решить проблему”, но при этом добавил, что «табачные киоски должны быть убраны”. Также столичный мэр пообещал рассмотреть список людей, которые остались без работы, после демонтажа киосков, реализующих сигареты и принять решение по их вопросу.

Вообще-то, представители столичных ветеранских организаций люди робкие, в том смысле, что открыто с городской властью конфликтовать не хотят, поскольку во многом от нее зависят. Надеяться на то, что мэр найдет для них приемлемую работу, тоже не стоит. Какую работу он может предложить? Дворы подметать или деревья сажать? Но далеко не все ветераны труда в силу возраста и по состоянию здоровья способны справляться с физическими нагрузками. А еще пенсионеры недоумевают, почему сначала проводится снос старых киосков, и лишь после этого будет разработан новый регламент и схемы по размещению новых? Почему не наоборот? В очередной раз подвода оказывается впереди лошади.

С другой стороны, потерявшим рабочие места пенсионерам, не стоит надеяться и на то, что в будущем они смогут получить аналогичную работу. Потому что, согласно требованиям, киоски запрещено ставить ближе, чем в 250 метрах от магазина, если в последнем продается алогичный ассортимент товаров, торговые павильоны запрещено размещать у офисов органов государственной власти, дипломатических миссий, учебных и медицинских учреждений, религиозных объектов, площадей, парков, памятников, остановок общественного транспорта, пешеходных и подземных переходов. Памятников, может, в столице не так много, а вот магазинов и магазинчиков более чем достаточно.

Под прикрытием табака

На совещании в мэрии, столичные власти сообщили о выявлении около 250 – 300 киосков, реализующих сигареты с нарушением действующего законодательства (менее чем в 200 метрах от общественных учреждений). Но едва ли в данном случае речь идет о борьбе с табакокурением, поскольку в магазинах, размещенных в такой же близости от указанных объектов сигареты продаются.

Кроме того, отсутствие в списке товаров табачных изделий от закрытия не избавляет. К примеру, «Moldpresa grup» к 13 декабря изъял этот товар из киосков, о чем был извещен департамент торговли. Нотификация товаров была изменена, выполнено обязательство распространителя о запрете продажи табачных изделий. При этом киоски перестали платить налог за продажу табачных изделий в размере пяти тысяч лей. Но они тоже оказались неугодными. «Moldpresa» попадает под гонения столичной власти с 2017 года.

Так что если говорить о войне с киосками, то развязал ее не Ион Чебан, он ее просто продолжил в манере своих предшественников. О том, что столичная мэрия должна была разработать Концепцию размещения киосков и других объектов уличной торговли в муниципии Кишиневе, говорилось еще при Дорине Киртоакэ. Но у Дорина были свои мысли по этому поводу, надо было смести чужих, чтобы поставить своих. Какими мотивами руководствовалась Сильвия Раду, исполнявшая обязанности мэра, когда продолжила закрывать киоски, продающие периодические издания, сказать сложно. Видимо, продвинутая леди решила, что для получения информации достаточно интернета, а газеты и журналы народу уже не нужны.

Эвакуация неугодных киосков продолжается. Конечно, порядок в столице должен быть, впрочем, как и порядок действий властей. Но следует помнить, что вместе с грязной водой можно выплеснуть и ребенка…

Кстати

Примэрия совместно с экономическим агентом, с каким именно, не уточняется запустила пилотный проект по строительству типовых остановок для общественного транспорта, рядом с которой установлен и киоск. Одна остановка подобного типа появилась на Буюканах, другая — на проспекте Штефана чел Маре. Претор столичного сектора Буюканы Вадим Брынзанюк пояснил, что такие остановки оснащены антивандальной системой, в чем ее суть, тоже не понятно. Пока ясно только одно – остановка получилась невзрачной и мрачной и глаз прохожих ничем не радует.

Виктор ЧЕРНОБРОВКИН
comunist.md