20 февраля, меня пригласили участвовать в Международной конференции, посвященной 25-летию основания Конституционного суда Республики Молдова.
Происходило оно во Дворце Республики и для участия в нем были приглашены не только представители молдавской политической элиты, но и послы, а так же все бывшие члены Конституционного суда, кроме последних, исчезнувших вместе с исчезновением Плахотнюка. В качестве свадебного генерала на торжество прибыл глава Венецианской комиссии Совета Европы господин Джанни Букиккио.
Это было постыдное зрелище. Даже не потому, что напоминало пир во время чумы. Дело в том, что Конституционный суд вот уже 10 лет как является синонимом беззакония, важнейшего инструмента в захвате государства, установлении в Молдове безобразной олигархической диктатуры. КС на протяжении десятилетия с угодливостью трактирного официанта обслуживает мафиозные интересы очередных правителей — Филата, Плахотнюка, а теперь и Додона…
По сути, Конституционный Суд последние 10 лет, 12 раз надругался над Конституцией, минимизировал ее роль в жизни Молдавского государства и общества, вплоть до оправдания любых преступлений власти против политических, демократических, экономических, социальных прав граждан. Более того, по заказу и за взятки создавал необходимые условия для совершения этих криминальных действий.
Именно Конституционный суд, поставив «Декларацию о независимости» выше Основного закона, подчинив ей Конституцию, сформировал квазиправовые механизмы для ликвидации самой молдавской государственности, лишил молдавский народ неотъемлемого права на собственную национальную идентичность и язык.
Об этом ни слова не было сказано в выступлении неконституционного президента Игоря Додона. Ему вообще особо нечего было сказать. Его спич был кратким, пустым и бессмысленным. Что-то там о «взрослении» демократии, об «конституционных ценностях», о продвижении культуры «конституционализма». Он лицемерно вспомнил о «недавних попытках конституционного переворота» и необходимости «укрепления стабилизирующей роли КС при попытках узурпации власти».
И что это как не особый цинизм, если не назвать это «политическим садизмом»? Лично Додон является главным выгодополучателем от издевательств над Основным Законом. Подлинным Конституционным переворотом стало изменение Конституции о порядке выбора президента, принятое пятью членами КС. Произошло это 4 марта 2016 года. Конституционный суд не имел права принимать такого решения. Это могло бы сделать конституционное большинство в парламенте или избиратели на всенародном референдуме. Но не пятеро коррумпированных судей! Разве есть у кого-то сомнение, что этот переворот произошел по заказу Плахотнюка и в интересах Додона?
Подрывная деятельность КС привела к абсурдной для всей Европы ситуации: в Молдове больше 10-лет нет законного, легитимного, конституционного президента.
Тимофти избрали, благодаря Додону, с какой-то бессчетной попытки, что напрямую противоречит Конституции, а Додона – в ходе неконституционной процедуры голосования. Тот «конституционный переворот», о котором упоминал Додон в своем выступлении (речь шла о событиях июня 2019 года) – всего лишь прямое следствие того правового нигилизма, превращения органа конституционной юрисдикции в половую тряпку режима, в котором сам Додон принял самое непосредственное и деятельное участие. Само по себе нелегитимное избрание двух президентов размывает фундамент молдавской государственности, превращает ее в фикцию.
Государство сможет выжить, лишь вернувшись в конституционное поле, где оно отсутствует на протяжении целого десятилетия!
Конституция должна вернуться к тому виду, в котором она просуществовала до 2009 года.
Любые изменения Основного закона, если уж они нужны, должны основываться на строгом соблюдении прописанных в Конституции процедур.
Только тогда мы сможем говорить о конституционном порядке, законности и правовых механизмах регулирования жизни государства и общества.
И главное: возникает законный вопрос: что делать со всеми теми декретами, законами и другими документами, под которыми стоит подпись двух неконституционных президентов? С указами, промульгированными ими? Кто даст ответ? И каковы будут последствия в будущем?
Владимир Воронин,
Президент Республики Молдова
(2001-2009 гг.)
20 февраля 2020 года
Источник: pcrm.md
Комментариев нет