Башкан Гагаузии Ирина Влах задружила со Страной восходящего солнца.

По сообщениям молдавских СМИ, Влах обсудила с послом Японии в Молдове Катаямой Йошихиро возможности экономического сотрудничества. При этом глава автономии отметила, что «власти Гагаузии тесно сотрудничали с посольством Японии по экономическим вопросам, в результате чего в автономии внедрён крупнейший инвестиционный проект и открыты новые рабочие места».

Эту сказку об открытии 2000 рабочих мест мы слышим из уст Ирины Влах начиная еще с 2015 года, когда она избиралась на первый башканский срок. Помимо этого, в списке предвыборной лапши числились одиннадцать высокотехнологичных предприятий перерабатывающей промышленности с участием российского капитала, пять современных агропромышленных предприятий, которые обещано было создать путем консолидации агрохозяйств, открытие в Москве торгового дома АТО, снижение вдвое цен на природный газ и прочая мутота.

Ничего из этого не сделано, хотя Влах уже второй срок протирает юбку в башканском кресле. Единственное, чем башканша всерьез занимается, — это развитие семейного бизнеса и собственный пиар. «Программы социально-экономического развития Гагаузии» касаются только фирмы «Дамир Агро», возглавляемой братом главы автономии Сергеем, известным в определенных кругах как Дональд. Фирма, собственно, ничего не производит, а относится к лавочкам типа «купи-продай», однако неоднократно удостаивалась звания «лучшего экспортера Гагаузии».

Но вернемся к японо-гагаузским отношениям. Кстати, в беседах со своим закадычным дружком Игорем Додоном Ирина Федоровна не забывает упоминать о том, что она якобы интенсивно развивает внешние связи с Россией, Турцией, Евросоюзом, Азербайджаном, Туркменией и другими странами. Теперь вот Япония. Отчего-то вспомнился не совсем приличный анекдот о девушке, которая хотела французского мужа, но пояпонистее…

Действительно, в Комрате действует японское кабельное производство фирмы Fujikura, однако терзают смутные сомнения, что оно предоставило рекомые 2000 рабочих мест. Напротив, за последние три года общее их количество в Гагаузии уменьшилось на 1200 единиц, считают эксперты.

Никаких денег в экономику Гагаузии кабельный цех не привносит. Центральный офис компании прописан в Кишиневе, следовательно, налоговые поступления остаются в столице.

Примечательно, что находится цех на территории СЭЗ со льготным налогообложением, куда не каждого отечественного предпринимателя пустят. Интересно кто лоббировал подобный финт ушами? И почему на ремонт японской кабельной лавочки было затрачено 12 (!) миллионов леев наших налогоплательщиков?

Конечно, сколько-то рабочих мест Fujikura создала, но что-то уж больно часто на предприятии вспыхивают протесты против нещадной эксплуатации, вредных условий работы с токсичными материалами и низкой зарплаты. Отсюда высокая текучесть кадров. Так что места как бы есть, но вот желающих ишачить на японского работодателя все меньше и меньше.

И видим мы не «крупнейший инвестиционный проект», а банальную сомнительную сделку между Ириной Влах и чужестранным капиталом, нещадно эксплуатирующим жителей нашей страны.

Ну а в беседе с японским послом Ирина Влах «подчеркнула, что автономия заинтересована в продолжении конструктивного сотрудничества с Японией». Сделаем Гагаузию пояпонистее!

Евгений ТАМАНЦЕВ
comunist.md