Бывший премьер-министр Молдовы Майя Санду ушла не просто так. Она решила уйти в оппозицию, чтобы оказаться в выгодном положении и, чтобы при западной поддержке блок ACUM мог обвинять новые власти во всех грехах.

Такое мнение высказал эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Александр Гущин на дискуссионном клубе тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития, передаёт noi.md со ссылкой на enews.md

По его мнению, политическая система Молдовы как нуждалась в серьезнейшем очищении два-три года назад, так нуждается и сегодня, поскольку за пять месяцев, пока держалась коалиция ПСРМ-ACUM, никаких системных изменений в стране не произошло.

Российский эксперт считает, что после появления в Молдове кабинета министров Иона Кику нужно говорить не о миноритарном правительстве, а о де-факто коалиции ПСРМ – ДПМ.

«Мы сегодня видим фактически реинкарнацию того союза, о котором шла речь еще после парламентских выборов, когда несколько месяцев велись переговоры о создании коалиции», — сказал российский политолог. Утверждение о том, что новое правительство является правительством технократов-профессионалов, вызывает у него «большие вопросы».

«Мы помним, как много, в том числе и в России, говорилось о минусах режима [Владимира Плахотнюка]. И вдруг значительное число людей, которые были яркими представителями того режима, оказывается в новом кабинете под технократическими лозунгами», — заметил Гущин.

По его мнению, проголосовав вместе с ПСРМ за правительство Кику, Демократическая партия получила «золотую акцию», и теперь от ее решений будет зависеть многое в молдавской политической системе. Ситуативный союз социалистов и ДПМ может оказаться недолгим.

Российский эксперт полагает, что «глубинное государство» в Молдове в итоге оказалось сильнее того одномоментного решения, которое приняли в июне крупные внешние игроки, совместными усилиями сместившие Плахотнюка и создавшие альянс ПСРМ-ACUM.

«Период с июня по ноябрь можно оценить как время упущенных возможностей, когда не сбылись надежды на реформирование судебной системы, той же прокуратуры. Еще раз подтвердился тот факт, что без коренного желания самого общества участвовать в политическом процессе внешнего влияния недостаточно», — констатировал Гущин.

При этом он уверен, что «Майя Санду ушла не просто так». «Нам говорят, что ACUM подставили, что социалисты все продумывали заранее. Я считаю, что скорее наоборот, потому что те силы, которые переходят в оппозицию, оказываются где-то в выгодном положении. При западной поддержке ACUM сможет очень эффективно обвинять нынешнюю де-факто коалицию во всех экономических неудачах и, главным образом, в коррупции, потому что мы знаем, что скелетов в шкафу у тех людей, которые сейчас находятся у власти, очень много. Так что выигрыш ПСРМ сегодня тактический, но не стратегический», — отметил эксперт РСМД. Он не ожидает каких-то серьезных изменений во внешней политике Молдовы в связи с новой конфигурацией власти.

Также Александр Гущин не ждет больших подвижек в приднестровском урегулировании. «Здесь будет вялотекущий переговорный процесс, тем более что в самой Молдове ближайшее время будет довольно турбулентным», — убежден он.

Источник: point.md