Уже после того, как 31 августа, каждый по-своему, мы либо отметили, либо нет национальный день языка, выясним, что на самом деле происходит.

 

Основным законом, статья 13, было предписано, что государственным языком является молдавский, функционирующий на основе латинской графики.

 

В 2013 году Конституционный суд постановлением №36/2016 вынес решение по запросу о том, приравнивается ли синтагма «молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики» по семантике к синтагме «румынский язык».

 

Тогда КС в постановляющей части фактически так и не ответил на однозначно поставленный вопрос. Вместо ответа суд уклончиво постановил, что декларация независимости Республики Молдова составляет единое целое с Конституцией, являясь исходным и незыблемым конституционным текстом конституционного (некоторого) блока. И в случае противоречий между текстом декларации о независимости и текстом Конституции превалирует исходный конституционный текст декларации.

 

С таким заключением тогда не согласился даже один из членов КС. Он имел особое мнение, отметив, что часть аргументов постановления противоречат как правилам толкования, так и правилам соотношения правовых норм и не имеют под собой необходимой правовой основы. Так как придание декларации независимости более высокой, превалирующей юридической силы по отношению к Конституции необоснованно.

 

Этот и многие другие факты были основанием для того, что с 2013 года парламент так и не смог принять решение по поводу языка. А КС все эти годы молчал, не возражал против того, что парламент проигнорировал постановление №36/2013.

 

Однако нынешний парламент, принимая органический закон №52/2023 «об исполнении заключений некоторых постановлений КС», основную ссылку делает именно на постановление КС №36/2013. В постановляющей части, подчеркиваю — нет даже уклончивого ответа на вопрос, приравнивается или нет синтагма «молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики» по семантике к синтагме «румынский язык». То есть само постановление КС — просто левое.

 

Вместе с тем нынешний парламент постановил, что в текстах нормативных актов, принятых им (без уточнения перечня актов), слова «молдавский язык» нужно заменить словами «румынский язык». А слова «государственный язык», «официальный язык» и даже «родной язык», если якобы имеется в виду государственный язык РМ, также заменить «румынским языком».

 

Отдельной статьей соответствующего органического закона парламент постановил признать утратившими силу слова в статье 13(1) «функционирующий на основе латинской графики», которые относятся к функционированию молдавского языка.

 

Эта статья органического закона №52/2023 является неконституционной, так как внесение изменений, дополнений в Конституции дозволено только конституционными законами. Согласно статье 7 Основной закон РМ является высшим законом РМ. И ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы.

 

Вместе с тем президент указом №859/22.03.2023 незаконно промульгировала органический закон №52/2023. Хотя в установленном порядке обязана была вернуть парламенту закон на пересмотр и корректировку.

 

Таким образом, на основании органического закона незаконно и извращенно внесли изменения в статье 13 Конституции. Так как хотели заменить только слова «функционирующий на основе латинской графики» — а фактически указанное так и осталось, при этом незаконно заменили «молдавский язык» на «румынский». Хотя румынский язык и без закона молдавского парламента существовал и существует на основе латинской графики.

 

Тем же законом внесли изменение и в перечень национальных праздников – праздник «31 августа limba noastră» переименован в «31 августа limba română». Ушло название «limba noastră»… но остается действующий закон №571/1995 о государственном гимне РМ — песня на стихи Алексея Матеевича (настоящая фамилия – Матвеевич) «Limba noastra». Что нам стоит изменить название без согласия поэта, скончавшегося в 1917 году, презрев законодательство об авторском праве? Легко! Ведь у нас есть комиссия по чрезвычайному положению, которая может все!

 

Подведем итоги аферы молдавского парламента с переименованием языка.

 

На основании органического закона №52/2023 недопустимо вносить изменения и дополнения в Основной закон — в статью 13(1) об изменении молдавского языка на румынский. Но тогда и в другие законы и нормативные акты неконституционно вносить «поправки» касательно названия языка.

 

Подобные действия в принципе однопартийного парламента и неконституционный замах на Основной закон согласно статье 2(2) Конституции классифицируется как тягчайшее преступление против народа РМ – узурпация (захват) государственной власти. За это, на основании статьи 339(2), а) УК, узурпаторов — депутатов PAS, авторов и голосовавших за неконституционный закон вкупе с президентом, которая его промульгировала, предстоит судить и дать срок от 12 до 20 лет. Причем за подобные преступления нет исковой давности!

 

 

Думитру БАРБАЛАТ

 

Источник: vedimosti.md