66 лет назад в Пловдиве открыт памятник «Алёша»

Памятник советскому солдату-освободителю в болгарском городе Пловдиве на холме Бунарджик («Холм освободителей») открыт 5 ноября 1957 года. У «Алёши», как и у людей, как ни удивительно, есть своя нелёгкая биография. Своя жизнь «после свинцовой пурги».

Идея соорудить на холме Бунарджик монумент в честь советских воинов-освободителей появилась еще в 1948 году. 9 мая 1948 года в Пловдиве был создан общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого вошли общественные деятели, архитекторы, художники, писатели и преподаватели. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. В тот же день была сделана символическая закладка основания памятника.

Через год был объявлен общеболгарский конкурс проектов памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановилась на двух вариантах: «Красный богатырь» и «Победа», авторам которых был дан год на доработку. В 1950 году комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», созданном коллективом под руководством Васила Радославова. При возведении макета на месте будущего памятника выявились определенные недостатки. По замыслу авторов монумент должен был состоять из трех элементов, однако на фоне неба они сливались, и композиция теряла свою красоту. Поэтому было решено оставить только воина. В июне 1950 года данный вариант был утвержден.

Прообразом памятника является реальный человек — рядовой сводной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10-го отдельного лыжного батальона 922-го стрелкового полка, переведенный из-за тяжелого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского сопротивления. Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову, и тот создавал памятник, взяв за основу фото Алексея Ивановича. Собственно, и имя памятнику было дано, как реальному его тезке.

Символом проявления фашизма в XXI веке стала череда сносов памятников советским воинам-освободителям, легендарным военачальникам и деятелям коммунистического движения. Достаточно вспомнить, с какой ненавистью современные неофашисты относятся к памятникам Ленину, Сталину, Жукову и другим значимым для цивилизации личностям. Подобные действия (снос памятников) во всем мире расцениваются как вандализм. Однако наследники Третьего рейха, словно побитые подзаборные шавки, стараются оболгать подвиг армии-освободительницы, разрушая память о своем поражении и всех гнусностях, совершенных их идеологическими учителями и наставниками. Часть этой ненависти коснулась и «Алеши» в Пловдиве.

Первая попытка сноса памятника «как символа советской оккупации» была предпринята пловдивским общинским советом в 1989 году. Однако жителями Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе круглосуточные дежурства у «Алеши»; местные женщины сплели на шею «русскому солдату» из красных и белых нитей гигантскую мартеницу — символ здоровья и долголетия.

Следующая попытка была сделана в 1993 году, когда мэр (кмет) Пловдива принял решение о демонтаже памятника. Против этого решения выступили десятки общественных организаций Болгарии, а группа проживающих в Болгарии русских ветеранов даже пригрозила актом публичного самосожжения в случае уничтожения памятника.

В 1996 году общинский совет Пловдива вновь постановил снести монумент. Это решение было отменено окружным судом. Окончательную точку поставил в том же году Верховный суд Болгарии, постановивший, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен.

После того как мэр Пловдива в 1993 году объявил: «Алешу» своим личным врагом, жители города даже стали бояться подниматься на холм Бунарджик. Очень широкое распространение получила тогда фраза: «Если вы любите Россию, значит, вы против Болгарии».

Чем от них отличаются члены PAS? Они так похожи на своих болгарских братьев: «Если вы за Россию, значит, вы против Молдовы». Что-то клиническое у них по отношению к памятникам. Вспомним, как их сестра по разуму (точнее по недоумию) Леонида Лари выходила замуж за памятник Штефану чел Маре. А этот камень позора на центральной площади Кишинева, на котором табличка о «годах оккупации Молдавии», до сих пор словно чирей на теле города.

Впрочем, свой суд история уже свершила. Памятники истинным героям-освободителям защищены людьми, не утратившими человеческое достоинство. Под охраной и заботой жителей Пловдива находится «Алеша». Кишиневцы не дали и не дадут снести памятник воинам-освободителям на площади у Академии наук.

Рано или поздно будут восстановлены все мемориалы, над которыми надругались неофашисты, например, в странах Прибалтики. Потому что память народа не стереть, колесо истории вспять не повернуть, потому что фашизм не пройдет.

Сергей Иванов

Comunist.md