Инициатива запрета для политиков и их родственников на благотворительные фонды не прошла в законодательном органе.

Проект инициировали акумовцы, и направлен он был против остальных парламентских партий. Авторы проекта вполне обоснованно считают, что различные благотворительные фонды в Республике Молдова использовались политиками в собственных целях, т.е. для непрозрачного финансирования политических проектов, в том числе для избирательных кампаний.

Надо сказать, что обладание собственным благотворительным фондом в Молдове – некий признак служебного и социального статуса. У Плахотнюка — «Эдельвейс», у супругов Додон — «От души», у экс-премьера Иона Стурзы — «Семья Стурза», у примара Оргеева Илана Шора — фонд имени его отца, Мирона Шора.

Возможно, обладай блок ACUM таким фондом, законопроект так бы и не родился. Но, поскольку в чужих руках карликовый баобаб всегда толще, Юрий Реницэ, Лилиан Карп и Октавиан Цыку его зарегистрировали.

Удар, прежде всего, направлен против социалистов и Игоря Додона. Плахотнюковский «Эдельвейс» официально прекратил свое существование, шоровские «Pentru Orhei» и «Мирон Шор» парализованы отсутствием основателя, зато фонд «первой леди» Галины Додон «От души» давно ассоциируется с коррупционными схемами, финансируемыми из-за рубежа, и напрямую задействован в акциях фактически принадлежащей Игорю Додону Партии социалистов.

В частности, он плотно связан с российским бизнесменом сомнительной репутации Игорем Чайкой, недавно отстегнувшим часть своего мусорного бизнеса брату Додона Александру. Молдавские СМИ неоднократно призывали аппарат президента опубликовать финансовый отчет фонда «От души», но всякий раз натыкались на вежливый отказ.

Источники дохода фонда остаются покрытыми тайной. При отсутствии финансовых отчетов со стороны «первой леди» практически невозможно определить, откуда стекаются деньги в карман фонда.

Вот информация: «Глава государства отметил, что благотворительный фонд первой леди «От души» оказал помощь в сумме 1 миллиона 500 тысяч леев для того, чтобы 10 детей с нарушениями слуха смогли получить кохлеарные импланты». Откуда взяла Галина Додон эти деньги? Из тумбочки? С денежного дерева на окне мужниного офиса?

На одной из пресс-конференций Додон таки признался, что фонд его жены финансируется из-за рубежа, и он не видит в этом «никакой проблемы». Как знать, как знать… Хорошо бы перемолвиться на эту тему с додоновским однопартийцем Корнелием Фуркулицэ, затронув тему багамских офшоров. Но это уж дело соответствующих служб. Которые отчего-то никак не реагируют на очевидные факты коррупционной деятельности высшего должностного лица.

Во вторник на заседании парламентской комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету депутат от ACUM Лилиан Карп, пытался убедить других членов комиссии в целесообразности инициативы. Но депутаты-демократы и социалисты, выступающие ныне единым фронтом, сослались на несколько возможных противоречий, которые будут иметь поправки с Конституцией.

Надрывался даже демократ Сережа Сырбу, который и забыл какая она, эта Конституция – столько раз он ее изменял и перекраивал в угоду Плахотнюку. «Тот факт, что вы запретите кому-либо владеть фондом, не решает проблему. Кроме того, могут быть подняты исключения неконституционности», – сказал он. Любопытно, отчего Сырбу не поднял «исключения неконституционности», когда его партийный шеф и Игорь Додон меняли внедряли смешанную избирательную систему, а так и оставил их валяться на полу.

Входящие в состав комиссии социалисты Григоре Новак и Василе Боля только пожали плечами – не лишать же себя кормящего фонда.

Инициатива не набрала необходимого количества голосов для положительного заключения, и пленарное заседание парламента решит, принять этот законопроект в первом чтении или нет.

Иван ЛЕКАРЕВ
comunist.md