После отставки министра окружающей среды Юлианы Кантараджиу молдавские власти самоуспокоились, но в ситуации с дровами ничего не изменилось.

Шикарные свадьбы с участием властей и организаторов «кражи века», многодневные зарубежные командировки, миллионы в офшорах, хождение по ресторанам…Молдавской власти наплевать на то, что десятки тысяч граждан остаются на зиму без дров.

После отставки министра окружающей среды Юлианы Кантараджиу и начала работы сайта Lemne.md молдавские власти самоуспокоились, а на самом деле в ситуации с дровами ничего не изменилось.

Самые уязвимые

Понятно, что дрова в первую очередь нужны сельским жителям и населению небольших городов, где повсеместно восстанавливается печное отопление, включая многоэтажки. Ведь платить по 30 лей за кубометр газа не всем по карману.

Прежде всего для нас важно, кто оказался в катастрофической ситуации.

Молдавские села и небольшие городки сегодня — это пенсионеры, школьники и тонкая прослойка людей, которую составляют мелкие торговцы и госслужащие, а молдаване в расцвете сил находятся за границей.

Важно также понимать, что у этих людей серьезные проблемы со здоровьем, значительная их часть — инвалиды, которые самостоятельно не могут заниматься заготовкой дров. Какой-то части нужно оформлять доверенности на родственников, многим приходится нанимать такси или платить за перевозку соседям, чтобы попасть в примэрию и лесничество. Это очень уязвимая категория людей, и таких по стране десятки тысяч.

Низкие доходы

Какой у них доход? Пенсия от 1600 до 2350 леев, у кого-то — 2500 лей в месяц. Имея такие низкие социальные пособия, многие просто не в состоянии приобрести уголь и дрова.

Каков уровень цен? Мягкая порода — 486 леев за кубометр, твердая — 837 леев. Доставка в зависимости от расстояния до лесных угодий стоит еще 250–300 леев за куб, 400 — погрузка и разгрузка. В результате кубометр твердой породы обходится примерно в 1150–1200 леев.

Уголь продается по 10 800 леев за тонну. Многим старикам купить дрова и уголь не по карману, если не помогут дети. Дети есть не у всех, да и не все готовы раскошелиться.

Как же они согреваются зимой?

Одни, например, включают электрообогреватель на время, а на ночь укладываются спать, обложившись бутылками с горячей водой.

Другие, кто может передвигаться самостоятельно и не совсем ослаб, ежедневно собирают валежник. СМИ сообщали, что некоторые заготавливают кизяк, навоз от скота, как делали их далекие предки.

Мытарствам нет конца

Безусловно, некоторые записались в примэрии и едут в лесничество за дровами. Берут немного, так как сэкономленных на еде и лекарствах денег хватает на 3–4 кубометра.

Но даже если вы оплатили дрова в лесничестве, наняли транспорт, рабочих для погрузки, приехали в лес — дров может не быть. Вам назначат новую дату. Но оплату транспорта и грузчиков не вернут — так дрова дорожают еще на четверть.

Кроме того, кому-то предлагают верхнюю часть деревьев, а это значит, что конечный выход меньше. Отказаться, ждать дальше и снова искать деньги на транспорт?

Куда деваются бревна большого диаметра? Люди рассказывают, что их выупает по более высокой цене некая фирма из Бельц людей, связанных с властью. Далее существуют села, где люди побогаче, и они покупают «хорошие дрова» уже по 1100 леев и больше. Это рассказывают те, кто уже получил дрова.

Трудно проверить данную информацию, не будешь же месяцами вести видеонаблюдение за всем, что происходит. Поэтому о теневой стороне дела можно узнать только по рассказам. Соответствуют ли они действительности? В таких случаях говорят: нет дыма без огня.

«Подводные камни»

Я обратился в лесничество г. Липканы (подчиняется Единцам). 28 октября утром в зале ожидания никого из желающих купить дрова не было. Я зашел в бухгалтерию, чтобы сделать заказ и его оплатить.

Бухгалтер меня предупредила, что есть всего два дня, чтобы получить дрова.

в лесничествах Баласинешть и Перерыты, примерно 10–15 км отсюда.

«А если я не успею найти транспорт и грузчиков?» — спросил я.

«Ваши деньги пропадут. Лучше обратитесь после 5 октября, потому что тогда мы даем 10 дней. Если не успеете, деньги пропадут. Можете подождать и в ноябре взять дрова прямо в Липканах. Но только мягкую породу», — разъяснили мне.

Из описания ясно, что власть самую сложную часть — погрузку и транспортировку дров — скинула на плечи граждан и усложнила обеспечение дровами неимоверно.

Где же в реальности покупателю дров взять транспорт и «помощников»? Такой транспорт есть, 1–2 единицы на несколько сел. Когда звонишь этим людям, то они отвечают неохотно, боятся, что их проверяют, чтобы оштрафовать. С грузчиками еще больше проблем. Большинство занято на уборке яблок и на других сельхозработах.

А как было до прихода к власти ПДС? У лесников были «дилеры», которые развозили дрова по домам (мягкая порода стоила 600 леев, твердая — 850). Продавались и колотые дрова. Но власть разрушила старую систему, а новую не создала.

Вывод: нынешнее правительство Молдовы самоустранилось, создало новые проблемы и пустило обеспечение дровами на самотек.

А что можно было бы сделать?

Например, после того как примэрии составили списки, централизованно доставить дрова в населенные пункты. Примэрии могли бы заключить договора с частными перевозчиками, нанять грузчиков и за средства людей развозить дрова по домам. Все решаемо, было бы желание. Но именно желания помочь людям нет.

Казалось бы, депутаты, члены правительства, чиновники из аппаратов министерств могли бы выехать на места и решить эти проблемы.

Но что вместо этого делает руководство страны?

С генсеком НАТО интереснее, чем с замерзающими стариками

Майя Санду отбывает в длительную загранкомандировку. Похороны английской королевы, выступление на Генассамблее ООН, перелет с генсеком НАТО в одном самолете из Европы в США. Что обсуждали они в долгие часы перелета? А потом бесконечные встречи…

Дома «президента» ждали протесты. Санду организовала заседание ВСБ и вышла после него с угрозами. Протестующие — воры и коррупционеры, а все, кто думает иначе о России, чем президент, — враги республики, которых привлекут к ответственности.

И ни слова о том, кто же обеспечит пенсионеров дровами!

Премьер-министр Наталья Гаврилица с депутатами пойманы протестующими в кафе. Отбившись от митингующих, они вместе проедают (по деньгам) целый кубометр дров — проголодались, объясняет депутат ПДС Дмитрий Алайба. Целых четыре часа заседали, шутка ли! А потом премьер отправилась на похороны в Японию.

Конечно, больше других пекутся о своих избирателях депутаты парламента. Группа «народных избранников» ПДС срочно улетает в США «по обмену опытом». Что в их округах происходит, как обеспечивается население дровами, они узнают там.

Судьи и организаторы «кражи века» вместе отмечают свадьбу

Но на фоне бедственного положения малоимущих стариков особенно отвратительно смотрится шикарная свадьба с участием приближенных Майи Санду и фигурантов «кражи века» (Дорина Речана, Дорина Дрэгуцану, Виктора Бодю), судейской верхушки. Эти люди раньше окружали экс-премьера Влада Филата, а теперь Майю Санду. Сам Влад Филат любил шикарную жизнь, эту страсть он передал своим детям, близким, окружению.

Нравы ЛДПМ вернулись. «Президент» убеждает граждан, что десятки миллионов долларов, спрятанные в офшорах вице-премьером Андреем Спыну, заработаны честно. И роскошная жизнь продолжается под новыми знаменами.

Оппозиция тоже бездействует

Но вернемся к дровам. Ведь и оппозиция могла бы озаботиться этими проблемами? Ведь очень выгодная сложилась ситуация: можно использовать провалы властей и нарастить поддержку людей. Но никто палец о палец не ударил, чтобы помочь людям, показать, что оппозиция может и в сложных условиях, когда власти давят, делать для людей добрые дела.

Молдавская «ночь трех собак»

Республика Молдова оказалась государством-банкротом, и главная вина за происходящее лежит на политическом классе, предавшем народ и государственность.

В далекой Австралии аборигены студеные ночи проводят в землянках в обнимку с собаками. В самые холодные ночи для обогрева используют не две, а три собаки. Так появилось выражение «ночь трех собак».

Судя по всему, для аборигенов Молдовы наступает такая трехсобачья ночь.

Сергей Ткач