Последние два месяца молдавские автовладельцы с подозрением наблюдают за плавным снижением цен на нефтепродукты в стране. К примеру, стоимость дизельного топлива с начала октября упала на три лея, вернувшись к летним показателям.

Тут бы в кои-то веки похвалить бы власти за эффективную политику в сложных региональных условиях, если бы не одно «но». После периода почти полной завязанности на поставки из Румынии на молдавский рынок впервые после долгой паузы стали поступать российские нефтепродукты. НАРЭ на днях отчиталось, что в третьем квартале импорт дизельного топлива российского происхождения в страну составил около 9 тысяч тонн на фоне полного отсутствия таких поставок в начале года.

Формально доля РФ незначительна – всего 5% от импорта дизеля, которые вряд ли вернут Молдову «под энергетический контроль и шантаж Кремля», как любят выражаться наши политики (к примеру, в начале 2022 года этот показатель достигал 25%). Можно вообще вывернуть ситуацию так, что мы своими закупками вложили лепту в разворачивание энергетического кризиса в РФ, из-за которого там пошли на введение бессрочного запрета на экспорт бензина и дизельного топлива.

Тем не менее, правящая партия, очевидно, пошла против всех принципов солидарности с Украиной, вернувшись к закупкам топлива из России и заодно лишив монопольного положения Румынию. В итоге доля западных соседей в поставках ГСМ упала с 90% до менее 45% в третьем квартале. Оставшиеся объемы пришлись на нетрадиционных поставщиков из Турции и Индии (почти 40% против 3% в начале года), которые сами закупают сырую нефть по привлекательным ценам в России. То есть, получается, что больше половины всех поставок нефтепродуктов в нашу страну – российского происхождения. А если проанализировать, откуда поступает сырье на румынские нефтеперерабатывающие заводы «Rompetrol» и «Lukoil», цифры получатся еще интереснее.

В то же самое время Киев устраивает истерию в транзитных государствах, требуя исчерпывающих доказательств от поставщиков, что предназначенные для Украины нефтепродукты не имеют принадлежности к России. В румынских портах стоят танкеры со сжиженным газом из США, которые не разгружаются из-за ужесточения требований Украины предоставлять сертификаты происхождения товаров не только от поставщика, но и производителя. Аналогичные проблемы были и в случае с Польшей, Болгарией и другими странами.

Сложно заподозрить PAS в том, что они в случае поставок российских ГСМ руководствовались только интересами недовольных автоперевозчиков, фермеров и рядовых автолюбителей, иначе такая диверсификация для снижения цены произошла бы намного раньше. Более вероятно, что в правящей партии просто, наконец, нашли возможности для получения своей доли от сделок с российскими нефтепродуктами.

Другой показательный пример – процессы вокруг кишиневского аэропорта. Под нового руководителя Пограничной полиции и администрацию воздушной гавани одна из группировок в PAS намерена включить в сбор на обеспечение авиационной безопасности любопытную статью – оплату за функционал пограничной полиции. Скорее всего, оправдывать необходимость отчисления дополнительных средств в бюджет на нужды силовиков будут отсылками на возросшие риски национальной безопасности и необходимость снабжения сотрудников всем необходимым: от оборудования и экипировки до оружия и служебных собак. В конечном счете, чтобы защищаться от российских диверсантов и прочих врагов никаких денег не жалко.

На самом же деле задача стоит в перераспределении финансовых потоков в пользу одной из группировок в правящей партии накануне анонсированного возвращения в Молдову венгерского лоукостера Wizz Air, а также прихода некоего зарубежного инвестора для обсуждения условий концессии. Что касается назначения нового руководителя Пограничной полиции из команды Андрея Спыну, свою роль сыграл и провал представителя конкурирующей группы на выборах примара Кишинева. Кроме того, группа Спыну пытается полностью вытеснить из аэропорта всех сторонних экономических агентов, представляющих сейчас услуги пассажирам, авиакомпаниям и персоналу, мотивируя это ликвидацией всех инструментов контроля Илана Шора над воздушной гаванью.

Другой стратегический объект инфраструктуры – международный порт в Джурджулештах – в последнее время тоже стал объектом пристального внимания в конкурирующих группировках PAS. В то время как одни кланы в правящей партии выступают за передачу объекта в распоряжение Румынии, группа Спыну пытается перехватить контроль над морской гаванью, пересматривая правила деятельности на территории порта.

Один из мотивов – как раз тот самый возобновившийся импорт российских нефтепродуктов в Молдову. Именно Джурджулешты стали «воротами» для этих поставок и их дальнейшего реэкспорта в Украину. Ушлые парни в PAS наверняка оценили все возможности выхода к морю и быстрых денег, которые, как известно, «не пахнут». Несмотря на все возмущения Киева, чьи спецслужбы еще с лета сигнализировали об использовании молдавского порта для поставок сырья из враждебного ему государства (и даже официально внесли его в «черный список»), импорт топлива через Молдову в сторону воюющего восточного соседа шел вплоть до начала октября. И лишь потом последовали запреты Украины на растаможку.

В общем, крайне сомнительно, что власти так просто согласятся расстаться с этим инфраструктурным объектом, а уж с акционерами от ЕБРР у команды Спыну есть опыт сотрудничества, чтобы избежать критики о несоблюдении европейских санкций и принципов геополитической солидарности. Так что в ближайшее время можно ожидать отчетов о неожиданном росте привлекательности, доходности и важности морского порта для национальных интересов. Такими темпами к концу своего мандата правящая партия вполне может окончательно мутировать в нечто, схожее по поведению с временами позднего Влада Плахотнюка, когда многие скандальные внешнеполитические решения по факту больше всего учитывали «шкурные» интересы самой молдавской власти.

Кристиан РУССУ

enewsmd.online