Если цены на междугородный транспорт повысятся в два раза, дети из бедных семей будут вынуждены прервать своё образование.

Проблема тарифов междугородних пассажирских транспортных перевозок уже отрастила бороду, но с места не сдвинулась. Сейчас её острые углы рассматривает уже третье правительство. Вопрос развернулся в сторону забастовок, от которых, ясное дело, страдают исключительно жители республики, которые лишаются возможности свободного передвижения.

Запутанные в тарифах

Компании, занимающиеся транспортными перевозками, обращают внимание на то, что в последний раз тарифы на междугородние перевозки пересматривались в 2012 году и были повышены с 0,36 до 0,48 лея за километр. Еще через год тарифы должны были повыситься ещё на 10 банов, но в итоге сохранились старые расценки. Года два назад перевозчики вновь стали говорить о том, что тарифы занижены. Нынешним летом по этому поводу между транспортниками и правительством разгорелись откровенные споры. Представители транспортных компаний требовали повысить тариф практически в два раза — с 48 до 92 банов за километр. Ранее эту проблему элегантно футболило правительство Филипа, правительство Санду вообще не обращало на это никого внимания, теперь за всех придется отдуваться новому премьеру Кику.

Чтобы растормошить представителей власти, водители, выполняющие междугородные транспортные перевозки, провели забастовку 9 октября. Тогда на время приостановили работу порядка 600 рейсов по 124 регулярным междугородным маршрутам. В Министерстве экономики и инфраструктуры многозначительно осудили этот протест и высказались против повышения тарифа. Собственно, в этом народ был солидарен.

11 декабря перевозчики вновь провели массовую забастовку, в которой приняли участие порядка 1500 транспортных единиц, 300 водителей микроавтобусов вышли на центральную площадь столицы, требуя повысить тариф на предоставляемые услуги. В этот день кто-то из граждан Молдовы не добрался в столицу на прием в медицинские учреждения, кто-то мог опоздать или опоздал на поезд или самолет. Дети не попали в лицеи и колледжи. Какая-то из бабушек не добралась до собеса. Мало ли кто и что планировал на это день. Но видно, их судьба в этот день запуталась в тарифах.

С запахом пота и гари

Министр экономики и инфраструктуры Анатол Усатый заявил, что возможное повышение тарифа на междугородние перевозки нецелесообразно, а руководимое им ведомство хочет вновь посмотреть расчеты транспортников, подтвержденные документами, а не заявлениями. Глава Минэкономики также отметил, что повышение тарифа не может произойти, пока не будут улучшены условия транспортировки пассажиров. Прямо за живое задел.

На самом деле качество предоставляемых транспортных услуг давно и откровенно желает лучшего. Предоставляемые для перевозки живых людей микроавтобусы давно трещат по своим металлическим швам. Понятно, что кондиционеров наши граждане почему-то не заслужили, но в транспорте нередко не открываются даже люки и окна. Особенно тяжело ездить летом. Салоны переполнены, дышать, кроме пыли, нечем. Постоянно воняет гарью и потом рядом стоящих пассажиров. Ясное дело, что в такой маршрутке недовольство пассажиров переходит в агрессию. Люди нервничают, ругаются, падают в обморок, да и сами водители, в большинстве случаев, вежливостью не отличаются.

Платить бы рад, приплачивать досадно

Теперь обратим внимание на то, кто пользуется общественным транспортом. Правильно. Это люди, чей достаток ниже среднего, для кого личное средство передвижения продолжается оставаться немыслимой роскошью. Это граждане, которые считают каждую копейку и для которых поездка в районный центр является целым событием. В категорию междугородных перевозок входит и сообщение село — районный центр.

Уже сейчас многие сельские жители не могут себе позволить ездить на медицинское обследование в столицу, потому что у них нет денег на билет. Если тарифы повысятся в два раза, в Молдове увеличится число необследованных пациентов, ведь лучшие диагностические центры находятся в Кишиневе. Да и до районной поликлиники селяне не всегда добираются. Сумма за проезд с виду невелика, но и этих денег нет в кармане.

Еще одна категория пассажиров — студенты лицеев и колледжей, проживающие в селах, которые ездят на учебу в районные центры. Школьные автобусы здесь ни при чем. Если в селе после пресловутой оптимизации осталась только начальная школа и ребятишек везут в гимназию в районный центр, к ним могут присоединиться и учащиеся лицеев. Если же гимназисты на школьном автобусе едут в соседнее село, то лицеистам до ближайшего лицея, а это, как правило, районный центр, приходится добираться своим ходом. То есть общественным транспортом и за свой счет, точнее, за счет своих родителей. Если цены на транспорт повысятся в два раза, это больно ударит по семейным бюджетам сельских жителей. Дети из очень бедных семей просто будут вынуждены прервать свое образование.

Другая сторона баррикад

Говоря о том, что руководимое им ведомство хочет вновь посмотреть расчеты транспортников, подтвержденные документами, а не заявлениями, Анатолий Усатый немного слукавил. Расчеты давно сделаны, только на них никто не обращает внимания. Собственно, с тех пор, когда пассажирские перевозки между населенными пунктами Молдовы перестали быть государственными, государство перестало ими интересоваться. Ими интересовались лишь государственные мужи, которые изначально стали владельцами компаний, выполняющих услуги пассажирских перевозок.

Расчеты по перевозкам с учетом новых цен компании-перевозчики в свое время предоставляли правительству Филипа. Но демократам было очень важно сохранить перед выборами лоск добродетели перед растекающимся электоратом. Некоторых особо настойчивых перевозчиков просто запугивали, грозили, что они вообще потеряют свой бизнес. Если без подробностей — грубо закрывали рот.

С тех пор выросли цены на запчасти, бензин и т. д. Транспортники вновь выдвинули свои требования, причем достаточно аргументированные.

Председатель совета Ассоциации работодателей автомобильных перевозчиков Олег Алекса неоднократно пояснял представителям СМИ, что в отрасли очень большой дефицит кадров — около 3 тысяч человек, из которых около 2 тысяч — это водители. Средний возраст транспортных единиц — 23 года. Если бы тариф в свое время был повышен до 58 банов, то сейчас возраст микроавтобусов составлял 17 лет. А если бы увеличение тарифов происходило, согласно методологии, ежегодно, то дефицит водителей составлял бы только 1 тысячу человек, средняя заработная плата составляла бы 8 тысяч леев (а не 3 тысячи), а средний возраст транспортных единиц — 14 лет. К настоящему моменту междугородними пассажирскими перевозками занимается 6,2 тысячи автобусов и микроавтобусов.

Тариф в 92 бана за километр был выведен согласно формуле, утвержденной постановлением правительства, где учитывается стоимость транспортной единицы, ремонт, топливо, заработная плата водителя, налоговые обязательства и т. д. Искусственное удерживание заниженного тарифа на пассажирские перевозки привело к тому, что отрасль продолжает терять кадры.

Перевозчики прекрасно понимают, что увеличение тарифов в два раза больно ударит по карманам небогатых потребителей. Но социальный удар неизбежен. Как уточняют перевозчики, чтобы смягчить этот удар, нужно людям давать деньги, точнее, компенсировать их затраты на проезд. Не надо социальные проблемы перекладывать на плечи транспортников, у них хватает своих, включая налоговые обязательства. Не перевозчики должны обеспечивать население пенсиями и зарплатами. И с этим утверждением сложно поспорить.

Круговорот проблем в Молдове

Перевозчики вовсе не отрицают, что транспорт давно износился. По их трактовке, именно нынешний тариф влияет на безопасность дорожного движения, поскольку они вынуждены работать со старыми машинами. Вот и получается, что транспорт¬ники говорят: если будут повышены тарифы, то будут улучшены условия перевозки, а Минэкономики вторит — когда перевозки станут качественными, посмотрим, что делать с тарифами. Вот такой вот вечный круговорот проблем в Молдове.

Вместе с тем представители компаний, которые занимаются междугородними пассажирскими перевозками, утверждают, что в вопросе повышения тарифа они будут до последнего настаивать на своем. Вплоть, если понадобится, до всеобщей забастовки. А как же интересы пассажиров? Их должно защитить государство, предоставляя систему льгот. И вообще, в этом вопросе государство должно стать буфером справедливости, но возложит ли оно на себя эту миссию?

ГАЛИНА ПРОСОЛОВА
comunist.md