Уж если к доктору невтерпёж — раскошелишься и пойдёшь

В период пандемии хотелось бы замолвить словечко о медицинском страховом полисе. Почему приезжий народ так рьяно сопротивляется его приобретению, и кому на самом деле надо по этому поводу возмущаться?
Достижение государства
Страховая медицина — это определенное достижение государства, которое было внедрено в Молдове в годы правления ПКРМ. По этому поводу было много споров, возможно, были допущены ошибки, тем не менее схема заработала. К примеру, соседняя Украина только сейчас подошла к порогу внедрения страховой медицины. Часть медицинских услуг, естественно, предоставляется за счет государства. Но граждане этой страны лишний раз боятся вызвать скорую помощь, чтобы не попасть в пикантную ситуацию, то есть когда за что-то надо платить, а денег нет.
Собственно, в подобную ситуацию могут попасть и граждане Молдовы, но при наличии страхового полиса они или их родственники могут оспаривать свои права. В целом система медицинского страхования давно себя оправдала, хотя и требует определенных корректив. Государство оплачивает медицинский полис пенсионерам, детям до 18 лет, инвалидам, студентам дневных факультетов, учащимся колледжей и профтехучилищ, официально зарегистрированным безработным и т. д. Работающие люди отчисляют определенный процент в фонд обязательного медицинского страхования — 4,5 процента от дохода и 5 процентов оплачивает работодатель.
Схемы меняются
Впрочем, многое скоро может измениться. Правительство внесло значительные изменения в нормы, регулирующие социальные отчисления и медицинское страхование, выплачиваемые работодателем и работником. Таким образом, работник будет оплачивать медицинскую страховку полностью, а не 4,5 процента от дохода, как это было до сих пор. Вместо этого работодатель возьмет на себя ответственность за выплату пенсионного фонда в полном объеме. По мнению правительства, это снизит налоговую нагрузку на плечи сотрудника. В решении исполнительной власти указано, что если до сих пор работник платил в пенсионный фонд 6 процентов от заработной платы и 4,5 процента по медицинскому страхованию, что в сумме составляло 10,5 процента, то теперь он будет полностью оплачивать медицинское страхование, что составляет 9,5 процента дохода. Соответственно, оплата в пенсионный фонд в полном объеме будет производиться работодателем. Данный проект должен вступить в силу с 1 января 2021 года.
Богатым обидно
Итак, работающие люди будут вносить в фонд обязательного медицинского страхования без малого десятую часть от суммы всех доходов, и при этом следует надеяться, что государство обеспечит их пенсией. Хорошо это или плохо — пока говорить сложно, но почему-то все это настораживает, поскольку не все работодатели честны.
Упомянутый проект должен в первую очередь затронуть далеко не бедных людей, получающих большую официальную заработную плату. Почему? Да потому что, как правило, люди, у которых есть деньги, не ходят в государственные поликлиники и не лечатся в государственных больницах. Слишком это хлопотно. Да, есть варианты, когда и частные клиники, заключившие договора с Национальной компанией медицинского страхования, принимают пациентов по полису, но чтобы добраться до бесплатного направления, нужно сначала записаться к семейному врачу, потом пройти кучу специалистов, а к некоторым очередь месяц-два, а после еще и врачебная комиссия должна утвердить, что вам, к примеру, нужно сделать МРТ. Часть людей, которая рискует пройти эту цепочку, просто не доживает до последнего звена. Поэтому люди с солидным достатком сразу идут в частные клиники. Тут хоть знаешь, кому платить — в кассу. Кстати, с началом пандемии в коридорах частных клиник заметно добавилось пациентов из разных социальных слоев. Уж если к доктору невтерпеж, то раскошелишься и пойдешь.
Значимая страховка
Тем не менее всем нам нужна какая-то страховка. Да, пациентов с осложненным ковидом на улице не оставляют. Но, к примеру, чтобы довести тяжелого больного с этим диагнозом без полиса из провинции в Кишинев, нужно дополнительно потратить несколько тысяч леев, сумма зависит от расстояния. Увы, только в этом году граждане начали понимать, что медицинский полис все-таки что-то значит.
Что значит купить полис? Еще будучи в парламентской оппозиции, ПКРМ настояла на том, чтобы сохранить стоимость медицинского полиса на уровне 4056 леев. С тех пор никто не смог взять на себя ответственность за повышение этой суммы. Слишком бы больно это ударило по политическому имиджу. Сохранилась и система скидок. При оплате до 31 марта полис обошелся бы в 2028 леев. Владельцы сельскохозяйственных участков могли рассчитывать на 75-процентную скидку до 31 октября и купить полис за 1014 лея. Увы, не для всех сельских жителей даже эта сумма оказывается подъемной. Другое дело — наши кормильцы мигранты…
Родина вылечит
Местным молдавским гражданам действительно не всегда доступен полис медицинского страхования по причине отсутствия работы. Но непонятно, почему по этому поводу так возмутились наши мигранты?
Согласно новым правилам, оформленным в начале пандемии, прибывающие на территорию РМ иностранные граждане должны приобрести полисы обязательного медицинского страхования на период нахождения на территории страны. Имеющие прописку на территорию Республики Молдова иностранные граждане также входят в категорию лиц, которые должны приобрести его в обязательном порядке. Рекомендация НКМС состоит в том, чтобы данные граждане приобрели медицинский полис до 31 марта со скидкой в размере 50 процентов.
Скидка в 50 процентов означает, что наши люди, приехав на родину в трудный час, должны были заплатить за полис примерно 100 евро. Но тут бучу подняла Майя Санду, которая якобы выступила на стороне мигрантов, не желающих тратить лишние деньги. Кажется, госпожа Санду, будучи премьером, так и не поняла, откуда берутся средства на здравоохранение. Сейчас понятно, что этим жестом перед президентскими выборами она старалась привлечь к себе особое внимание бывших жителей Молдовы, сохранивших гражданство. Бывших, потому что домой возвращаться многие из них уже не собираются.
Кому легче?
В начале пандемии Майя Санду призвала диаспору, в частности тех, у кого есть возможность, еще несколько недель оставаться в странах, где они находятся, поскольку в Молдове «слабая медицинская система». Ага, зато здесь лечат бесплатно даже тех, у кого нет медицинского полиса.
Что значит бесплатно? Кроме средств, выделяемых международными фондами, это деньги граждан, которые все-таки остались на родине и отчисляют налоги из своих скромных зарплат как в фонд медицинского страхования, так и в государственный бюджет. А почему мы, живущие в Молдове, должны платить за тех, кто зарабатывает больше нас? Спасибо, конечно, что они высылают деньги своим родственникам. Но из своих зарплат они платят налоги в бюджеты других стран, в том числе и в системы медицинских страхований. Приезжая на родину, они говорят, что здесь все очень плохо, Молдова загнивает, разворачиваются и уезжают обратно в цивилизованный мир. Да, им непросто работать в чужих странах. А нам легко?
По данным Пограничной полиции, с 9 по 31 марта, когда уже было объявлено о пандемии, в Молдову въехало 101 414 граждан Молдовы. Если бы все они купили полис за 2028 леев, то фонд медицинского страхования пополнился бы на 205,7 миллиона леев. Потом каждый день в Молдову въезжало 3–5 тысяч человек. Им 100–200 евро на медицину пожертвовать было жалко. А ведь это деньги, которые могли пойти на лечение их же родных и близких.
А где патриотизм?
Конечно, в начале пандемии намудрило и наше правительство. Комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решение, что с
1 апреля в Молдову не будут пускать граждан страны и иностранцев, постоянно живущих здесь, если у них нет медицинского полиса. Более жестко прозвучало предупреждение, что тех, кто летит в Молдову на самолете, без полиса просто не пускают на борт. Пересекающие границу на автомобиле или автобусе обязаны под свою ответственность заполнить заявление о том, что в течение 72 часов купят медицинский полис.
В тот период, когда был объявлен вселенский шухер, подобные требования звучали как угроза. Наши люди, особенно те, кто долго живет за границей, такие вопросы обдумывают долго. Все предъявленное властями они восприняли как личное оскорбление, которое легко завернуть в обертку защиты прав человека. Мэй, а где патриотизм?
Чужие — всё же наши
Понятно, по чьей подсказке представители диаспоры (наверное, диаспоры всея мира сего) негативно отреагировали на решения правительства Молдовы по поводу приобретения полисов медицинского страхования и выдвинули свои контраргументы, которые по большому счету не выдерживают никакой критики.
К примеру, было заявлено, что некоторые из них купили билеты на самолет на последние деньги. Возможно и такое, но едва ли кто-то долго будет находиться в чужой стране без средств к существованию, а вопрос о медицинской страховке возник в начале пандемии.
Следующий аргумент — полис рассчитан на год, а они приезжают на несколько месяцев. Раскроем секрет: некоторые из нас, живущих в Молдове, годами не обращаются к врачам. Но у нас есть родители и дети, которые получают бесплатное медицинское обслуживание за счет наших отчислений. У вас, господа мигранты, есть родственники в Молдове, которые получают медицинскую помощь?
Еще один довод: мигранты косвенно финансируют молдавскую систему здравоохранения, присылая деньги своим родным, которые покупают на них продукты и товары, а НДС с продаж поступает в бюджет. Спасибо, благодетели, а сколько средств вы тратите на бюджет тех стран, где работаете? Хотелось сказать, где живете, там и лечитесь, да как-то совестно. Вы хоть и испорчены Европой, но все же наши.
Виктор ЧЕРНОБРОВКИН
Источник: comunist.md