Поступает всё больше сигналов о том, что молдавское руководство уже приняло решение готовиться к войне с Россией на стороне Запада.

В последнюю неделю руководство нашей страны подает всё больше и больше поводов сделать вывод, что оно включилось в гибридную войну, начатую Западом против России.

Что обратило на себя внимание?

Во-первых, это продолжающаяся конфронтация с «Газпромом». Вроде был заключен договор с российским газовым холдингом, и его молдавская власть назвала своей победой. Но на днях президент страны заявила, что Молдова могла бы купить газ у другого поставщика, если бы ситуация на рынке была лучше.

«Для Молдовы было бы легче в кризисной ситуации, если бы «Молдовагаз» не контролировался “Газпромом”», — из этих слов ясно следует, что нынешняя молдавская власть хотела бы закупать газ у других поставщиков и не иметь дела с российским газовым монополистом. И контракт с «Газпромом» заключен вынужденно. Разрабатываются определенные меры, чтобы зависимость от российского газа уменьшить.

В январе, когда парламенту по просьбе правительства Молдовы вновь пришлось вводить режим ЧП, высокопоставленные лица и аффилированные власти «эксперты» сказали немало неодобрительных слов в адрес «Газпрома». Россию обвинили в «газовом шантаже» и гибридной войне с целью вызвать в Молдове энергетический кризис.

Также на телеканале JurnalTV вышла специальная передача с участием явно антироссийски настроенных экспертов, в которой сообщалось, что «Газпром» выступил против проверки долга «Молдовагаз» перед российской компанией. Позже председатель «Молдовагаз» Вадим Чебан опроверг информацию о том, что «Газпром» якобы отказался от проведения международного аудита исторического долга «Молдовагаз», оцененного российским концерном в 709 миллионов долларов США.

Нужно иметь в виду, что США, ЕС и Великобритания в последние дни заявляют о возможных санкциях в адрес энергетических компаний России, а также готовят план на случай прекращения поставок газа из этой страны.

То есть мы наблюдаем определенную согласованность в действиях молдавских властей и их западных покровителей в вопросах энергетики.

Второе. Подтверждением наличия согласованного плана действий стали синхронные заявления высокопоставленных киевских и кишиневских чиновников о том, что в феврале обе страны временно отсоединятся от общей энергосистемы с Россией и Беларусью. Будет произведено тестирование механизма работы в изолированном режиме. Министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну, сославшись на исследование европейской ассоциации ENTSO-E о возможностях во взаимосвязи энергосистем Республики Молдова и Украины, сообщил, что подключение к европейской системе может произойти с 2023 года.

Вице-премьер утверждает, что включение в сеть европейских операторов принесет Молдове ряд преимуществ: доступ к прозрачному и справедливому рынку электроэнергии; диверсификация источников получения электроэнергии; повышение энергической безопасности.

Разумеется, Андрей Спыну умолчал о самом важном — цене электроэнергии. В России и Беларуси тарифы — самые низкие на континенте. А оптовая стоимость электроэнергии в большинстве стран ЕС недавно превысила 400 евро за МВт-ч. Сейчас Молдова делает закупки у Молдавской ГРЭС по 53 доллара за МВт-ч.

Кроме того, единая энергосеть двух государств отличается высокой стабильностью, что выгодно ее отличает от европейской энергосистемы, где самые дальновидные власти готовятся к глобальному отключению. Так, министр обороны Австрии Клаудия Таннер заранее предупредила население своей страны о надвигающемся катаклизме — глобальном отключении электричества в Европе. И вопрос не в том будет ли оно, а в том КОГДА, говорит министр обороны Австрии. Дело в том, что подобный катаклизм уже чуть было не произошел в январе 2021 года. И Австрия относится к проблеме настолько серьезно, что к 2025 году все ее военные казармы будут самодостаточными.

Из информации выше можно сделать вывод, что попытки отключиться от энергосистем России и Беларуси делаются для того, чтобы обе страны оказались по одну сторону вместе с Западом, когда будет опущен новый «железный занавес» (включая энергосистемы) перед союзным государством России и Беларуси.

Третий важный момент. В последнее дни власти Молдовы более активно включились в обсуждение возможного «вторжения» России на Украину, в чем мир активно убеждают западные СМИ.

Очень редко дающий интервью глава СИБ Александр Есауленко сообщил украинскому изданию, что власти страны активно следят за ситуацией в Приднестровье, а также готовят план на случай появления в Молдове украинских беженцев из-за вооруженного конфликта.

В это же время сделала свои громкие заявления президент Майя Санду. Отвечая на вопросы румынских журналистов, она обвинила России в инициировании войны 1992 года в Приднестровье.

Чуть позже правительство Молдовы утвердило новый план сотрудничества с НАТО на ближайшее время. Эксперты утверждают, что этот план превращает молдавский нейтралитет в фикцию. Кроме того, в нем предусмотрен пункт о выводе российских военных из Приднестровья. И возникает впечатление, что к решению этой проблемы молдавские власти хотят подключить НАТО, чтобы оказать давление на Москву.

Однако особую тревогу населения вызвала новость о том, что якобы по указанию властей проверяется состояние молдавских бомбоубежищ. Кто и почему может бомбить молдавские города? Наша территория должна стать военным плацдармом? Ясно, что если даже в соседней Украине произойдет эскалация вооруженного конфликта, то обстреливать Молдову никто не собирается. Зачем?

Единственным объяснением может быть только то обстоятельство, если на территорию Молдовы введут иностранные войска. Безусловно, речь идет о Румынии. Но Бухарест, где тема российского вторжения активно педалируется, чтобы отвлечь внимание граждан от кризиса в стране, уже заявил, что не будет посылать военных на Украину. Но мы не слышали разъяснений по поводу Молдовы. А ведь с предложением ввести румынские войска в нашу страну выступают некоторые бывшие молдавские дипломаты и эксперты. Они ссылаются на определенные договоренности, существующие между Бухарестом и Кишиневом.

Президент и главнокомандующий Майя Санду, говоря о возможном вооруженном конфликте в регионе, призвала граждан быть бдительными и не паниковать.

«Мы пытаемся подготовить определенные шаги, определенные планы действий, чтобы у нас были скоординированные действия в стране и на внешнем плане. Есть возможность иностранной помощи. У нас есть поддержка наших международных партнеров на протяжении многих лет, но, к сожалению, эта поддержка не материализовалась в конкретных вещах в случае с приднестровским конфликтом», — подчеркнула президент.

То есть если какие-то военные провокации в Приднестровье все же возникнут, то Санду хотела бы видеть помощь международных партнеров? Но Приднестровье никогда на Молдову не нападало. Наоборот, в 1992 году именно Кишинев ввел свои войска в Бендеры.

Можно ли считать эти слова президента и главнокомандующего неким приглашением для «международных партнеров»?

Тема войны в Молдове обсуждается политиками на полном серьезе. Экс-депутат, унионист Октавиан Цыку заявил, что если русские нападут, то «одни укроются в Румынии, другие встретят россиян хлебом-солью, это наша идентичность». Цыку также сокрушался, что после трагического опыта 1992 года в стране больше нет добровольцев, которые могли бы взять в руки оружие.

Это мнение и разочарование разделяют и другие бывшие депутаты.

Все перечисленное выше является недвусмысленными сигналами. Они могут указывать на то, что молдавское руководство уже приняло решение о подготовке к войне (в том или ином виде) с Россией на стороне Запада.

Сегодня Молдова напоминает человека, который сбился с пути. Власть провоцирует в стране катастрофы (самые разрушительные — в энергетике и медицине), совершает явно ошибочные, даже самоуничтожающие шаги. И кажется, все это делается вполне сознательно.

А граждане государства для захвативших власть «хороших людей» — всего лишь расходный материал для очень опасного эксперимента.

Сергей Ткач, mejdurecie.md