Штурм этой легендарной крепости-тюрьмы стал одним из центральных эпизодов Великой французской революции 1789−1799 годов, в результате которой был уничтожен старый порядок с абсолютной монархией и провозглашена Первая французская республика. Значение этого события невозможно переоценить — как и наследие, которое революция оставила после себя во Франции и во всем мире.

Бастилия — крепость, построенная в 1370—1381 годах, и место заключения государственных преступников в Париже. В самом начале Великой французской революции 14 июля 1789 года крепость была взята революционно настроенным населением. В 1791 году Бастилия была полностью разрушена, а на её месте Пьер-Франсуа Паллуа (подрядчик работ по сносу) установил табличку с надписью: «Здесь танцуют и всё будет хорошо» (ici l’on danse, ah ça ira, ah ça ira). В настоящее время на месте снесённой крепости находится площадь Бастилии — место пересечения десятка улиц и бульваров с подземным узлом парижского метро из трёх линий и новой парижской оперой.

Принятое в некоторых языках именование праздника является, строго говоря, некорректным. 14 июля стал Национальным праздником или праздником национальной конфедерации — впоследствии закрепился термин «праздник Федерации и единства Нации». В принятом 6 июля 1880 года законе, не было привязки ни к какому историческому событию. Соответственно, историю национального праздника Франции можно отсчитывать от взятия Бастилии или от праздника Федерации.

Лозунг «Свобода, равенство, братство», «Марсельеза», крах абсолютизма и торжество парламентской республики. Вот приблизительный перечень того, что приходит на ум при упоминании Французской революции. Тем не менее, мир продолжает пользоваться и другими ее достижениями.

Все мы прекрасно знаем, что такое политическое разделение на правых и левых, то есть на консерваторов и прогрессистов. Считается, что подобная терминология возникла благодаря заседаниям французской Национальной ассамблеи: справа от ее председателя располагались консервативно настроенные депутаты, поддерживающие монархию, в то время как сторонники революции, наоборот, занимали места слева от спикера. Первых называли «партией порядка», вторых — «партией движения».

Во времена революции в Париже был принят декрет, предписывавший двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Позже Наполеон Бонапарт утвердил эту схему перемещения и для солдат французской армии. Считается, что из-за этого в некоторых странах, поддерживавших политику Наполеона, закрепилось правостороннее движение, в то время как ее противники (к примеру, Великобритания) сохранили на своей территории левостороннее движение. На сегодняшний день 72% всех дорог на планете правосторонние и лишь 28% — левосторонние. При этом 66% населения Земли ездят по правой стороне и 34% — по левой.

В годы революции французские ученые озаботились разработкой универсальной системы измерений «для всех людей и времен». В качестве основной единицы длины был предложен метр, представляющий собой десятимиллионную часть ¼ длины парижского географического меридиана. Считалось, что подобная единица измерения максимально приближена к природе, т. к. основана на реальных размерах Земли. В 1799 году был изготовлен платиновый эталон метра. Единица массы (килограмм, определение которого было основано на массе 1 дм³ воды) тоже была привязана к определению метра. Сегодня мы пользуемся системой мер и весов, называемой метрической. Поистине, можно смело утверждать, что в естествознании также произошла революция.

Французская буржуазная революция имела крупнейшее прогрессивное значение. Оно заключалось прежде всего в том, что революция эта покончила с феодализмом и абсолютизмом так решительно, как никакая другая буржуазная революция.

Великую французскую революцию возглавил класс буржуазии. Но задачи, стоявшие перед этой революцией, смогли быть выполнены лишь благодаря тому, что ее главной движущей силой были народные массы — крестьянство и городское плебейство. Французская революция являлась народной революцией, и в этом заключалась ее сила. Активное, решающее участие народных масс придало революции ту широту и размах, которыми она отличалась от других буржуазных революций. Французская революция конца XVIII в. осталась классическим образцом наиболее завершенной буржуазно-демократической революции.

Великая французская буржуазная революция предопределила последующее развитие по капиталистическому пути не только самой Франции; она расшатала устои феодально-абсолютистских порядков и ускорила развитие буржуазных отношений в других европейских странах; под ее непосредственным влиянием возникло буржуазное революционное движение, например, в Латинской Америке.

Характеризуя историческое значение Французской буржуазной революции, В.И. Ленин писал: «Возьмите великую французскую революцию. Она. недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии».

Во Франции 14 июля отмечается парадами, музыкальными шоу и фейерверками. На площади Бастилии по-прежнему танцуют. Возможно, многие танцующие и не помнят о Бастилии-тюрьме, о Великой революции. Из лозунга «Свобода, равенство, братство» давно уже вымараны собственно «равенство» и «братство», а вместо «свободы» человечеству преподносят рафинированное и модернизированное рабство, в самой же Франции (ирония истории) действует мощная система социальных сословий, с которой так боролась Великая французская революция.

Но мы-то помним. Исторический материализм, яркой особенностью которого является единство теории развития и методологии познания общества, однозначно определяет движущую силу Великой французской революции — народ. Именно поэтому мы вспоминаем о Дне падения Бастилии, как о символе победы революции, как о возможностях народа влиять на судьбы мира. Пусть в позднее средневековье народ не ощущал свою значимость для революционного преобразования мира, сегодня политическая грамотность народных масс имеет определяющее значение в борьбе за независимость, самосознание, государственность, например, Молдовы. Великую французскую революцию возглавила буржуазия. Великая французская революция квалифицируется как буржуазная. Преобразования в Молдове возглавляет «Красный блок». Это сила, которая возглавляет народное движение. Значит, революция продолжается. Значит, мы победим, потому что наше дело — правое.

Сергей Иванов
comunist.md