Сегодня имя Сергея Павловича Королева широко известно, как имя гениального конструктора и одного из организаторов ракетно-космической отрасли Советского Союза. Родился он 12 января 1907-го (30.12.1906 по с.с.) года в Житомире.

В детстве и юношестве Королев жил в Киеве, Нежине, в Одессе. 4 июня 1911 года в Нежин приехал один из первых русских лётчиков, популяризатор авиации Сергей Уточкин. Самолёт в Нежин доставили поездом, на лошадях перевезли на ярмарочную площадь и там подготовили к полёту. Бабушка и дедушка с внуком на плечах отправились на площадь. Маленький Серёжа был потрясён… Когда приехала Мария Николаевна (мать), он взволновано рассказывал ей, что сам видел, как полетела машина с крылышками и в ней сидел человек. Впечатления эти и страсть к авиации Сергей Павлович пронесет через всю жизнь.

Школьные годы его пришлись на смутное (1917-1922 гг.) время в Одессе. Однако он много общался с летчиками, занимался в различных кружках, связанных с авиацией и планеризмом. В 1923 году стал членом ОАВУК — Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Сохранилась его характеристика члена: «Дано сие тов. Королёву С. П. в том, что он в кружке планеристов Губотдела ОАВУК с июня 1923 года принимал активное участие во всех работах».

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года перевёлся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

Сама биография Сергея Павловича достаточно широко известна сегодня, и в наших целях не значится подробный ее пересказ. По окончании МВТУ работа в ЦАГИ у А.Н.Туполева, знакомство с работами Циалковского и близкое знакомство с Цандером и Тихонравовым привлекли особое внимание Королева к изучению реактивного движения и конструированию реактивных двигателей. Работа в ГИРД и Реактивный научно-исследовательский институт НК ВиМД СССР, ряд оборонных лабораторий и институтов. Достаточно успешная карьера авиаинженера-конструктора.

Хотя прошлое и не терпит сослагательного наклонения, судьба у главного космического конструктора страны могла сложится иначе, если бы в тридцатые годы отрасль не находилась под управлением Тухачевского. Сергей Павлович, как и многие тогда подчиненные врага народа попал под каток репрессий. Сначала Колыма, потом работа в «шаражке» у Льва Термена (выдающийся советский физик и разведчик), у Алексея Николаевича Туполева. После войны Сергей Павлович занимался разработкой баллистических ракет и претворение м в жизнь космической программы. Конечно, отрасли эти относились к категории секретности «государственная тайна», потому широкой известности при жизни академик Королев не испытал и советскому народу был неизвестен.

Через многие годы после смерти Сергея Павловича, мы узнали, кем он был и какое значение его талант имел для страны. Но и при всем при том, мало кто знал, что уже в 1960-м году была утверждена программа разработки и полета Тяжелого Межпланетного Корабля (ТМК) на Марс.

Полет на Марс — это была хрустальная мечта родоначальников изучения реактивного движения. В какой-то степени они (Тихонравов, Цандер, Королев) были уверены, что и они смогут полететь на красную планету. Королев — непревзойденный практик и организатор. Кроме романтики межпланетных перелетов он еще и был тем самым «винтиком», который с каждым днем приближал эту романтику к моменту совершения пилотируемого полета к соседней планете. Под его руководством работали не только конструкторы космических аппаратов и ракетоносителей, но медики, психологи, социологи, астрономы, физики, математики и многие-многие другие специалисты из заинтересованных отраслевых и научно-исследовательских и производственных учреждений.

Согласно утвержденной в 1960-м году программе и первый полет человека вокруг Земли, и лунная программа, и автоматические корабли к Венере и Марсу, к Юпитеру и Сатурну, и орбитальная космическая станция с космонавтами на борту — все это были составные части марсианской программы.

Полет на Марс, согласно правительственной и научно-технической программе был запланирован на 1974-75 года. Он вполне мог быть реализован, но сам проект значительно «сдал» со смертью главного конструктора. Было, конечно, и множество прочих причин и обстоятельств прекращения марсианского проекта, только вот с уходом из жизни основного его вдохновителя ушла и та тяга, на которой он во многом держался.

Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР (1946—1966), академик АН СССР (1958).

Родоначальник космической эры Советского Союза. Один из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и одна из ключевых фигур в освоении человеком космоса, один из основателей практической космонавтики. В официальных документах СССР его называли просто «Главный конструктор». Под его руководством был организован и осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Член КПСС с июля 1953 года.

Мне запомнился день, когда у кремлевской стены проходила траурная церемония захоронения Сергея Павловича. Ее транслировали по телевидению. Родители мои траурно молчали, и складывалось впечатление, что хоронят кого-то из близких нашей семьи. Только через много лет я узнал, что у папы моего, Константина Ивановича, были друзья-однокашники в отряде космонавтов.

Умер Сергей Павлович Королев 14 января 1966-го года в Москве. И было-то ему всего 59 лет…

Сергей Иванов

Comunist.md