Национальный орган по неподкупности начал публиковать декларации о доходах и имуществе за 2022 год топ-чиновников из ближайшего окружения Майи Санду.

Национальный орган по неподкупности (ANI) начал публиковать декларации о доходах и имуществе за 2022 год топ-чиновников из ближайшего окружения Майи Санду. Опубликовала такую декларацию и сама президент Молдовы. До крайнего срока подачи таких деклараций (31 марта) время еще есть, но уже из того, что опубликовано, вырисовывается интересный феномен – бедненькому президенту приходится руководить богатенькими подчиненными.

Не будем называть по имени чиновников, которые задекларировали свои доходы и имущество. Во-первых, реальные имена этих имяреков, в общем-то, не имеют значения, на их месте могли оказаться другие люди с другими фамилиями. В-вторых, у нас нет цели попрекать кого-то богатством, которое эти люди наверняка заработали вполне легальными путями. (Во всяком случае, ту часть состояния, которая попала в декларации, а про ту, что не попала, мы из официальных документов все равно ничего не узнаем). Разжигать классовую ненависть мы точно не хотим.

Интересно понять, какими способами в такой бедной стране, как Молдова, люди все-таки зарабатывают приличные, по местным меркам, денежные суммы, обзаводятся солидным недвижимым и движимым имущество, и влияет ли это как-то на их публичную деятельность.

Вот некоторые данные из деклараций чиновников, взятые с сайта ANI (в доходы и имущество включается и то, что принадлежит супругу/супруге):

— Квартира в Париже (793 тысячи евро). Вила за 85 тысяч евро. Квартира в Лондоне (250 тысяч фунтов стерлингов). 47 тысяч евро, 35 тысяч фунтов стерлингов, 15 тысяч долларов на банковских счетах. Кредиты в банках на 576 тысяч евро и 35 тысяч фунтов стерлингов с погашением до 2041 года. Официальная зарплата – 23 тысяч леев (1165 евро) в месяц.

— Вознаграждение от компании Moldovagaz – 1,76 млн. леев. Официальная зарплата – 22 тысячи леев (1130 евро) в месяц.

— Дивиденды от английского офшора – 119 тысяч евро. Официальная зарплата – 29900 леев (1520 евро) в месяц).

— Официальная зарплата – 18850 леев (955 евро) в месяц. Доход супруги в банке – 4,6 млн. леев. Дивиденды от фастфуд-ресторана – 530 тысяч леев. На банковских счетах – 150 тысяч евро, 26 тысяч долларов, миллион леев.

Подобных деклараций людей из ближайшего окружения Санду немало. Сама она задекларировала за прошлый год среднемесячную зарплату в 21560 леев (1095 евро).

Вырисовывается следующая картина: небедные люди, которые заработали свои состояния не на государственной службе, идут на эту самую службу, где им платят, по их же представлениям, гроши, чтобы работать в команде начальницы-президента, которая, по сравнению с ними, выглядит бедняком. Спрашивается, почему и зачем они это делают?

Возможно, кто-то из этих людей на самом деле решил проявить альтруизм и бескорыстно поработать на благо государства. Но мало кто поверит в такую версию. Три других объяснения выглядят более реалистично.

Первое: этих людей командировали на их должности, чтобы они обеспечили проведение курса, необходимого тем, кто их на эти должности послал.

Второе: они просто зарабатывают себе в CV еще одну строчку с какой-то важной должностью, которая после ухода с государственной службы позволит им заработать еще больше денег в частном секторе или в какой-то международной структуре.

Третье: у них есть какие-то другие, реальные доходы, которые они не указывают в своих декларациях, потому что эти доходы нелегальные.

Наконец, возможна, какая-то комбинация из этих вариантов.

Кстати, мало кто верит, что сама президент реально получает только те суммы, которые официально декларирует. Санду, конечно, будет клясться, что она честный и бескорыстный человек, и никто не сможет доказать ее коррумпированность, но все равно многие убеждены в том, что в каком-то далеком тайном офшоре ей «капают» на счет какие-то неуказанные в ее декларации миллионы.

Пока молдавские государственные служащие и чиновники, начиная с президента, депутатов и министров, получают такие мизерные зарплаты, по поводу их честности и бескорыстности всегда будут существовать обоснованные сомнения, которые, между прочим, подпитываются и реальными фактами. Так, в прессе было опубликовано соглашение между администрацией президента Молдовы и одним известным фондом из Германии, согласно которому правительство этой страны платило «гонорары» чиновникам президентской администрации. Приложение к этому соглашению, с указанием должностей конкретных чиновников и сумм их вознаграждения от иностранного правительства, было засекречено.

Существуют ли такие соглашения и сегодня, неизвестно. Такая практика существовала в свое время и в Грузии, где Фонд Сороса платил зарплату даже полицейским и таможенникам.

Молдавские власти любят обвинять представителей оппозиции в том, что они, к примеру, «существуют на деньги Шора», который «украл миллиард из банков». Но чем лучше те чиновники, про которых, в бытность их активистами различных НПО, говорили, что они «существуют на деньги Сороса»? Могут возразить, что, в отличие от Шора, Сорос – честный финансист и меценат. Вот только англичанам об этом не говорите.

День 16 сентября 1992 года в Великобритании называют «Черной средой», потому что в этот день из-за валютных спекуляций резко обвалился курс фунта стерлингов. Главным виновником краха называли как раз Джорджа Сороса, который, как писала международная пресса, заработал на этих спекуляциях не менее одного миллиарда долларов. «Человек, разоривший Банк Англии» – такими заголовками были заполнены самые авторитетные издания.

Шор, про которого власти Молдовы говорят, что он, вместе с Владимиром Плахотнюком и другими, выпотрошил валютные резервы Национального банка Молдовы тоже на миллиард долларов, мог бы гордиться, что у него такой «учитель», который выступает спонсором очень многих представителей этой самой кишиневской власти.

Автор — Дмитрий Чубашенко
www.kp.md