Этот день для Туркменистана навсегда останется трагической датой. В ночь с 5 на 6 октября 1948 года Ашхабад, столица и самый крупный город Туркменской ССР, был буквально стерт с лица земли. В считанные минуты 98 % зданий рассыпались в прах, люди гибли целыми семьями. Тогда многие решили, что опять началась война и на город сбрасывают снаряды. Но источником хаоса и разрушений на этот раз стал не человек, а природа. В Туркмении в этот день вспоминают о страшном землетрясении, которое потрясло Ашхабад 74 года назад и унесло более сотни тысяч невинных жизней.

Первые подземные толчки люди ощутили около 1 часа ночи. Очаг землетрясения находился на глубине 18 километров, практически прямо под городом. Толчки продолжались до самого утра. По некоторым данным, всего их было около десятка. Магнитуда землетрясения достигла отметки 7,3 по шкале Рихтера, а в эпицентре – 9–10 баллов. Чтобы в полной мере оценить его мощность, достаточно знать, что отголоски дошли даже до Москвы.

Ашхабад был полностью разрушен. Там, где еще вчера были жилые кварталы, административные здания, вокзал, остались лишь страшные развалины, а под ними – несметное количество жертв. Точное число погибших до сих пор не установлено: по разным данным, жертвами катастрофы могли стать от 30 до 70 тысяч человек, большинство из них женщины и дети. Однако разрушения затронули не только столицу, но и близлежащие районы республики (Ашхабадский, Гекдепинский), а также соседний Иран. Некоторые источники утверждают, что жертв было гораздо больше – порядка 170 тысяч человек.

В результате природных катастроф, подобных ашхабадской, погибших, как правило, гораздо меньше, чем раненых. Но в этот раз все было не так. Эксперты называют несколько причин таких масштабов трагедии.

Во-первых, время суток. Ситуацию усугубил тот факт, что землетрясение произошло ночью, когда большая часть горожан спала. Застигнутые врасплох, люди просто не успели ничего понять. Покинуть дома успели лишь единицы.

Вторая причина – особенность ашхабадских построек. Из-за того, что в регионе не было своих источников качественных строительных материалов (металла, древесины, глин и т. д.), при строительстве использовали в основном песок и глину низкого качества. Большинство жилых домов в Ашхабаде были построены из саманного кирпича, который также не отличался сейсмостойкостью. Плоские крыши покрывал толстый слой глины, иногда до полуметра толщиной. При землетрясении такие постройки рушились мгновенно, не оставляя шанса на выживание. Те же, кого тяжелые крыши не сразу погребли под собой, быстро задыхались от пыли и недостатка воздуха.

Землетрясение не только разрушило большую часть зданий, но и лишило город связи. Из-за этого долгое время за пределами Ашхабада никто ничего не знал о трагедии. В СМИ о трагедии сообщили только спустя несколько дней после инцидента.

Спасение выживших и ликвидацию последствий взяли на себя местные жители и военные, которым посчастливилось уцелеть. В городе объявили чрезвычайное положение.

Вскоре каким-то чудом удалось переслать в Ташкент радиограмму и сообщить о землетрясении. К месту трагедии прибыли более 30 тысяч военных, а также представители советского руководства. На месте был оперативно развернут госпиталь для раненых, началась эвакуация. С 6 по 26 октября из Ашхабада в другие города СССР эвакуировали порядка 8800 человек. В эвакуации принимали участие 120 военных и гражданских самолетов, а с 8 октября, когда железнодорожное полотно было восстановлено, людей стали вывозить из города на поездах.

Землетрясение в Ашхабаде признано одним из наиболее разрушительных в истории. В 1949 году туркменскую столицу начали отстраивать заново.
Последствия той трагедии и разрушения устраняли силами всего Советского Союза, принимала участие в восстановлении и Советская Молдавия.
С 1995 года дата 6 октября отмечается в Туркменистане как День памяти. По всей стране проходят траурные мероприятия. В Ашхабаде их центром каждый год становится мемориальный комплекс «Народная память». Тысячи местных жителей приходят сюда, чтобы возложить цветы к монументу Ruhy tagzym — «Духовное поклонение».

Молдаване не понаслышке знают о том, какой ужасающей может быть сила землетрясения, ведь мы проживаем в сейсмоопасной зоне и регулярно ощущаем на себе подземные толчки разной мощности. Бог миловал, на нашу долю не выпало испытаний, подобных ашхабадскому в 1948 году, либо ташкентскому в 1962. Тем не менее, учитывая, что подобные катастрофы непредсказуемы, мы понимаем, что от тяжелых их последствий никто не застрахован.

Помня о трагических последствиях той катастрофы (ведь среди погибших тогда значился каждый третий житель), от лица коммунистов Молдовы, от, всех здравомыслящих и неравнодушных граждан нашей страны выражаем соболезнование туркменскому народу. Сопереживаем вместе с вами.

comunist.md