Добрый день, уважаемые коллеги.

Прежде всего хотел бы поблагодарить организаторов конференции за их титаническую работу, чтобы собрать в одном пространстве, казалось бы, несовместимых в обычной жизни политиков и экспертов. Но в не меньшей степени мы должны благодарить за это феноменальное представительство и действующую власть. Ничто так не объединяет как наличие общей угрозы, нависшей – нет, не над каждым из представителей оппозиции, хотя и это более чем вероятно, а над обществом, страной, государством.

А эта угроза абсолютно очевидна уже и тем, кто еще два года назад танцевал боевую победную хору по случаю наступления хороших времен. И угроза эта не в нищете, не в безработице, не в голоде и холоде. Со всем этим наши терпеливые и изобретательные люди за 30 лет привыкли если не справляться, то смиряться.

Единственное, с чем на самом деле не готовы свыкаться и смиряться граждане Молдовы – это несвобода и диктатура. Все эти три десятилетия Молдавское независимое государство существует – вопреки социально-экономическим реалиям, а часто и вопреки устремлениям и планам политического класса – исключительно на воле народа, на его глубинном желании иметь собственный дом. А это и есть та самая демократия, о которую только ленивый политикан не вытер свои грязные кирзовые сапоги, даже если они от Шанели.

Демократия, как единственная и непреходящая европейская ценность до недавнего времени считалась неоспоримым завоеванием молдавского общества на пути государственного строительства. Но лишь до тех пор, пока до власти в буквальном смысле не дорвалась карикатура на КПСС, вооруженная единственно верным идеологическим учением, с претензией быть руководящей и направляющей силой советского, пардон, молдавского общества, с разветвленным разведывательно-карательным аппаратом, который как ни строй, все равно выходит либо НКВД, либо гестапо. Бурные аплодисменты, переходящие в овации дамочке в шанелевой кирзе – прилагаются просто по закону жанра. Равно как вынырнувшая из темного омута жутковатого прошлого терминология – враги народа, зарубежные шпионы-диверсанты с изможденными лицами молдавских пенсионеров, манкурты, соответствующих по смыслу безродным космополитам, и пятая колонна.

И вот ведь какая странность: персонажи – что порознь, что вместе — сплошь карикатурные, а диктатура самая натуральная.

Наша власть так привыкла отождествлять себя с государством и говорить от имени общества, четко и до неприличия открыто отделяя паршивых овец из вверенного им стада, что совершенно забыли: людям, привыкшим к демократии, не нравится, когда их держат за овец, хоть правильных, хоть паршивых. И то, что их делят, пусть некоторых и комплиментарно – им тоже не нравится.

И они это продемонстрировали на местных выборах. Не забыв и не простив власти ровным счетом ничего. Ни бесконечного и ничем не оправданного режима ЧП, ни внесудебных расправ над десятками неугодными СМИ, ни хаотичных репрессий, в том числе во время выборов, ни цензуры, ни агрессивного отношения к плюрализму, исключающего свободный обмен мнениями, ни предвыборного шантажа из уст первых лиц теперь уже абсолютно точно захваченного государства, ни милитаризации за счет систематической дискредитации принципа нейтралитета. Роста цен, безработицы, нищеты, беспорядочных многомиллиардных заимствований за счет будущих поколений не простили тоже. Но лишь во вторую очередь.

Тот самый случай, когда позволю себе не согласиться с классиком: у нас не бытие определяет сознание, а сознание бытие.

В результате – громкий провал ПАС на местных выборах, невзирая на демонстративное вовлечение первых лиц в процесс агитации, использование админресурса, вербовку кандидатов из других партий, включая запрещенные, и показательный языческий ведьминский шабаш в Унгенах, на котором тщетно зазывали победу.

Что мы имеем в итоге? Электорат правящей партии скукожился до ядерного. А с учетом географии, ни о каком общенациональном характере власти речи уже не идет. Сегодня это власть абсолютного меньшинства.

Избиратели массово проголосовали против курса, которым правящая партия ведет страну. Вопреки очевидному, речь не идет о евроинтеграции, а о том, каким образом она осуществляется вот этими конкретными гражданами. Как любил повторять Воронин, дело не в цвете знамен, а в знаменосцах. Евроинтеграция, которая ассоциируется с диктатурой, репрессиями, цензурой, ЧП, милитаризацией и криминальном беззаконием из-за чьих-то персональных капризов и истерик, превращается в массовом сознании в собственную противоположность. Не говоря уже о том, что в нашем случае мы имеем точный слепок с известного советского анекдота о том, что по пути в светлое будущее кормить не обещали. Ни один Штирлиц, будь он хоть чеченским спасателем, сербским болельщиком или черногорским боксером на контракте в ЧВК Вагнер не смог бы сделать столько для дискредитации курса евроинтеграции, как наша проевропейская власть.

Зададимся вопросом: а не сильно ли преувеличены итоги местных выборов, имеет ли смысл делать столь широкие и далеко идущие выводы? Но ведь власть собственноручно превратила эти выборы дворников и завхозов во вселенскую битву добра со злом, сражение цивилизаций. В выборах участвовала не просто партия ПАС, а команда Европа. И эта команда позорно продула. Получается – не просто выборы, а цивилизационную битву. И сегодня – вполне в местных традициях суетливо ищет партнеров из числа не просто оппонентов, а идеологических врагов.

Чтобы подчеркнуть всю глубину этого поражения, напомню, что в 2003 году коммунисты после парламентского триумфа 2001 года, получили единоличную власть практически во всех районных и городских советах страны.

Сегодня режим не имеет морально-политического права принимать решения от имени всего населения страны и все чаще поступает вопреки коренным желаниям и интересам большинства граждан. Сегодня у режима больше нет внутренней легитимности, вся легитимность власти носит внешний характер и держится исключительно на все меньше объяснимой и оправданно поддержке внешних партнеров. Эта поддержка начинает дискредитировать и самих партнеров и сокращает значение трансферта внешней легитимности. Мы на пороге полного вакуума легитимности, чреватого непредсказуемыми последствиями. Непредсказуемыми, поскольку в платформу анти ПАС может начать самоорганизовываться само натерпевшееся молдавское общество. Без участия политиков и значит – абсолютно бесконтрольно.

Для наших внешних партнеров, которые так щедро снабжают уже практически нелегитимный внутри страны режим деньгами, политической поддержкой – это настоящий репутационный кризис. В конце концов, они в ответе за тех, кого приручили.

Очевидно, что и сам курс власти и методы его имплементации нуждаются в серьезной корректировке. Но она невозможна до тех пор, пока власть герметична и не вполне адекватна, поскольку раненый зверь опаснее втрое.

Скажу честно: оппозиция могла бы спокойно усесться на берегу реки и ждать, пока по ней понесет соломенные чучела тех, кто олицетворял режим в последние годы. Но нам абсолютно не все равно, не станет ли период ожидания периодом окончательного разрушения страны и государства. И как люди ответственные мы готовы участвовать в спасении того, что еще можно спасти. Хотя бы то, единственное, мы эти десятилетия имели право гордиться – достаточно высоким уровнем развития демократии.

Но дискутировать об этом с высокомерными, некомпетентными, чванливыми и недалекими аватарами бессмысленно. Апеллировать нужно к тем, кто породил этих гомункулов, кто инвестировал в них миллиарды денег и килотонны политических авансов, которые оказались не в коня корм.

Альтернатива – анархия и хаос, которых, я думаю, нам всем хотелось бы избежать.

Благодарю за внимание.