Серьёзных претендентов на президентское кресло среди кандидатов не наблюдается.

Голосовать не за кого? Так не расстраивайтесь! Кстати, и не голосуйте, раз выбирать не из кого. Тем более что при любом исходе так называемых выборов президента результат на светлое будущее никак не повлияет.

Вряд ли избиратели задумываются о системе власти и управления, о влиянии на нее выбора, сделанного ими при голосовании. Это уж совсем надо электорат идеализировать до бесконечности, чтобы в серьез ставить в зависимость предвыборных обещаний избираемого кандидата и результат его президентства. Хотите пример? Додон. Сколько он всего наобещал перед выборами, а что реально исполнил? То-то и оно — ничего!

Царь Горох

В далекие-далекие времена, когда правил еще царь Горох… Оказывается, ничего он и не правил. Ел-пил, мух ловил, дурковал и блажил, да указы издавал один другого глупее. Но народ его тем не менее любил, поскольку жить народу он не мешал, не лютовал и не шкодничал. Царь Горох сам по себе, народ — сам. Вот такая сказка.

Сказка — ложь, да в ней намек. На самом деле происхождение образа царя Гороха имеет вполне реальные корни. В те «времена далекие, теперь почти былинные» вождь (конунг, князь, боярин и т. п.) выдвигался из людей воинских для ведения боевых действий и защиты мирных жителей, трудяг, пахарей и сеятелей от набегов кочевников, агрессивных соседей и прочих татей, желающих отнять заработанное, выращенное, выкопанное, вскормленное и по овинам да закромам хранимое.

А поскольку набегов и татей (грабителей) хватало, то князю положена была дружина, одним ополчением не обойтись. Войско ратному делу надо учить, тренировать, воспитывать бойцов чуть ли не с младых ногтей. В результате произошло разделение на воинов и пахарей. Дальше — больше. Оказалось, что, имея дружину, князь становится и реальной властью, поскольку, обладая силой, может творить закон и следить за его исполнением. Так воинский чин превратился в монарха.

Царь-батюшка

Князья, как и все люди, бывают разные: добрые и злые, совестливые и бессовестные, мудрые и бестолковые, справедливые и самодуры, – но в любом случае властью наделенные, значит, уважаемые, предоставляющие защиту, взымающие мзду (налоги), наделенные правом суд творить. И в какой-то исторический момент оказалось, что князь становится истиной в последней инстанции, наделенный правом не только повелевать, а и управлять всеми жизненными процессами в своей вотчине.

А как же народ? Царь — он не просто так, он царь-батюшка, он о каждом человеке в царстве своем помышляет, заботится, как о сыне родном. Или лупит как сидорову козу по башке дубьем, на смерть лютую обрекает, коли Родину пришла пора защищать.

Что бедному крестьянину в такой ситуации остается? Покорно, не ропща, голодать и мечтать о добром царе. О заботливом, о тишайшем, о справедливом. Народ столько столетий мечтал о добром царе, что по инерции продолжает наивно мечтать о добром бригадире, добром председателе колхоза, добром директоре завода, а теперь о добром президенте.

Люди и сейчас на выборы идут с идеей о добром президенте, наивно пытаясь обнаружить его в бюллетене среди длинного списка проходимцев в кандидаты. А добрый из них кто? Кто с три короба наобещал? Или четыре? Или сорок сороков?

А в конце дороги той

Вообще-то, президент от монарха отличается. Жизнь у него красивая, но недолгая. В связи с этим полномочия… А на счет полномочий — они в прямой зависимости от типа республики: президентская или парламентская.

Президентская республика в каком-то смысле напоминает ограниченную монархию — с той разницей, что власть не передается по наследству, а переходит к выборному персонажу на вполне определенный и ограниченный срок.

Парламентская республика

По определению это разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.

Другими словами, функция управления передается правительству, а контроль за исполнение остается у парламента. И чтобы совсем уж было понятно: ВЛАСТЬ В ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ПАРЛАМЕНТУ. Президент же является персонажем ритуальным, правда, с правом законодательной инициативы. И качество президента как управленца зависит от того, как он взаимодействует с законодательным органом.

Шоу продолжается

Возвращаясь к шоу «Президент Молдовы – 2020», отметим, что номинанты на президентский стул обещать в своих предвыборных бегах могут все что угодно и сколько угодно. Выполнять они обещанное не только не собираются, но и при всем желании не смогут. Власти-то нет, власть у парламента.

Молдова была и по-прежнему остается парламентской республикой. Президент Молдовы — лицо, исполняющее волю парламента, наделенное правом представлять власть страны в тех случаях, когда это потребуется. Президент подконтролен парламенту по Конституции.

Конституция страны — это не кроссворд, разгадываемый в обеденный перерыв, заполненный карандашом, чтобы в случае чего стереть и переписать, как захочется. Это Основной закон, который в связи со значимостью для народа и приниматься должен народом. Парламент не может как попало менять Основной закон. Если меняет, то имеем диктатуру и узурпацию власти кучкой бояр, олигархов, самопровозглашенной элитой, ворьем одним словом. «А в конце дороги той — плаха с топорами».

Берега попутанные

Похоже, парламентариев действующего созыва ничему события зимы 2016-2017 годов не научили. Нынешний парламент играет с огнем либо просто оторвался от реальности. Из Конституции лепят, как из пластилина, причудливые фигурки. Неконституционные выборы в президенты проводят, бурную деятельность имитируют. Эти, с позволения сказать, слуги народа в здание парламента пробрались только по недопониманию и разобщенности народных масс. А народные массы могут ведь и выкинуть из этого здания. В январе 2017-го уже выкидывали. Забылось. Память рыбья.

Когда в борделе…

Менять надо парламентариев. Избаловались. Выборы нужны досрочные. Эти игроки в политические пятнашки себя полностью дискредитировали: бездельем, мздоимством, двойной моралью, лоббированием клановых интересов, ярко выраженным беззаконием. Страну довели до состояния, когда ее уже спасать надо. В парламенте представлены либерасто-дерьмократические политические партии, которые борются против суверенитета Молдовы. Унионисты (именно о них речь) ведут подрывную антиконституционную, антигосударственную деятельность. А ведь в стране вроде бы есть Конституционный суд. А ведь в стране зачем-то есть государственная безопасность. Зачем? Иностранных учителей экстрадировать?

За Родину!

ПКРМ призывает граждан игнорировать шоу «Выборы президента Молдовы – 2020». Решение не принимать участия в незаконных (каковыми они по сути и являются) действиях и людям разъяснить свою позицию коммунисты Молдовы приняли в результате серьезного анализа политической обстановки в стране.

ПКРМ как единственная политическая партия в Молдове, отвечающая народным чаяниям, последовательная в своих действиях, стоящая на стороне закона, не будет принимать участия в сомнительных театрализованных представлениях с политическим уклоном.

ПКРМ боролась и будет бороться за власть. За реальную власть, за государственность, за верховенство закона, за парламентскую Республику Молдова. За большинство в Парламенте РМ. За Родину!

Сергей Иванов
comunist.md