Через месяц для Санду и PAS может наступить час икс?

В мае 2022 года экономические, социальные, политические и внешние факторы будут оказывать на молдавскую власть пиковое давление. Устоит ли режим под натиском внешних обстоятельств и внутренней оппозиции?

Каждый день событий на Украине и связанные с этим экономические (санкции и контрсанкции), социальные и политические последствия оказывают все более сильное влияние на европейские государства. Самым слабым звеном в этом смысле является Молдова, которая и до начала военной спецоперации России оказалась в глубоком кризисе из-за неспособности властей решать социально-экономические проблемы. Доверие к PAS и ее лидеру Майе Санду резко упало, страна начинала бурлить. Введение чрезвычайного положения, цензура в СМИ и пауза в протестах из-за военных действий на Украине «подморозили» политическую активность, но этот период может оказаться той самой зловещей тишиной, которая предвещает удар бури.

И месяц май способен стать поворотным моментом, временем, когда положение людей еще более ухудшится, а общее недовольство будет искать выход.
На чем основывается этот вывод?

Кризис с энергоносителями

Как известно, контракт с Молдавской ГРЭС, основным поставщиком электроэнергии, продлен только до конца апреля. Это было связано с тем, что цены на газ, поставляемый Молдове, резко возросли, и тариф необходимо корректировать.

Однако, как признала власть, существует опция, когда «Газпром» приостановит поставки газа в Молдову из-за невыполнения соглашения, подписанного с молдавским правительством. Риск этот очень велик, потому что рост цен на газ в Европе и формула расчета предполагают неподъемные для нашей страны суммы. А это значит, что вероятность своевременной неоплаты очень реальна.

Правительство говорит, что совместно с Румынией оно готовится к такой ситуации и ведет работу с альтернативными источниками.

Руководство нашей страны готовится к отказу от контракта с «Газпромом» в какой-то момент. Депутат PAS Дмитрий Алайба подтвердил, что Молдова собирается «покупать природный газ, сжиженный газ и водород вместе с ЕС».

Но насколько молдавско-европейские планы реальны?

Что в Европе?

Анализ данных, представленных Евростатом по импорту энергоносителей, показывает очень сильную зависимость стран ЕС от России.

В сводной визуализации, подготовленной Visual Capitalist’s Marcus Lu, мы видим цифры. По сырой нефти — 26,9 %, по углю — 46,7 %, по газу — 41,1 %.
Что касается голубого топлива, то поставки из России превышают объемы трех следующих за ней стран — Норвегии, Алжира и Катара.

Вывод экспертов неутешителен: в краткосрочной перспективе, а возможно, и вообще указанные страны не смогут нарастить поставки газа в достаточном объеме.

Картина на европейском рынке газа поясняет, что «вдруг» в мае 2022 года Молдова не сможет получить газ из альтернативных источников. И заявления правительства — блеф, так как речь может идти о мизерных объемах, которые помогут как мертвому припарки. Причем цена этого газа будет спотовой (рыночной), а значит, по нынешним временам 1200–1300 долларов за тысячу кубометров.

На поклон в Москву

Возвращаясь к голубому топливу, надо признать, что объективно решить проблему обеспечения Молдовы газом можно лишь в Москве, куда и рекомендуют отправиться Майе Санду оппозиционные политики и здравый смысл. Но своей жесткой риторикой, а также участием в гибридной войне Запада против России (за исключением военного компонента) нынешняя молдавская власть весьма усложнила себе задачи.

Москва может пойти Санду и ее команде навстречу, но теперь Кремль открыто будет диктовать условия. Но их нынешняя власть не сможет принять, не потеряв лицо. Да и «кураторы» не дадут ей добро на подобный разворот. Логичной будет попытка решать проблему вместе с Румынией. Но это может привести к коллапсу молдавской экономики и социальному взрыву из-за ценового шока.

Продовольственный кризис

Резкий рост цен на энергоносители или их частичное отсутствие парализует всю экономическую деятельность. Перебои с поставками продуктов питания усилятся, цены на них продолжат расти, так как меняются поставщики, логистика, экономические условия, не дремлют спекулянты. Возможно, что власти придется вводить товарные карточки, чтобы регулировать ажиотажный спрос.

Также следует иметь в виду, что давление на рынок продовольствия будут оказывать всё прибывающие беженцы. О наступающем серьезном продовольственном кризисе и голоде в ряде стран говорят руководители ООН, европейских и африканских государств.

В Молдове существует необходимый запас пшеницы, но какими будут цены на хлеб и остальные продукты? Уже сейчас многое пенсионерам не по карману. Чтобы купить поесть, они продают старую посуду, сумки, книги, всякий хлам.

Война на Украине и Молдова

В последние дни появилось много высказываний о том, могут ли военные действия захватить Молдову. Посол США в Молдове Кент Лонгсдон заявил, что нет признаков того, что российские военные движутся в сторону нашей страны.

Однако на самом деле проблема может быть не Путине и России. Мировое военное лобби явно заинтересовано в том, чтобы конфликт вышел за пределы Украины. Не зря раздаются голоса захватить Калининградскую область, появляются карты раздела соседнего государства. США и НАТО усиливают военную помощь Киеву, но это только продлит и ожесточит военные действия.

К чему следует готовиться к началу мая? Раздел украинского государства, острейший гуманитарный кризис, экономический и финансовый коллапс, контроль побережья Черного моря российскими военными, окружение украинской группировки в Донбассе — с большой степенью вероятности все это случится.

Возможно, украинским властям придется принять условия Москвы и пойти на капитуляцию, как утверждают некоторые военные эксперты.

Другой вариант — окончательное превращение Украины в «европейскую Сирию». Этот ход событий для Запада более благоприятен, так как позволяет истощить Россию. Такой сценарий предполагает усиление попыток вовлечь Молдову и Приднестровье в боевые действия. Могут быть не только провокации с фиктивным «минированием» школ, торговых центров и предприятий. Хуже всего, если целью провокаций станут российские миротворцы в Приднестровье. Определенные силы на Украине (и не только) могут быть заинтересованы в таком развитии событий. Например, секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил, что «Украине очень бы помогло, если бы сегодня Молдова и Грузия начали предпринимать активные шаги по возвращению своих территорий, которые оккупировала Россия».

Все это говорит о том, что угроза военных провокаций в Приднестровье или другой части Молдовы существует. И к маю 2022 года напряженность может не просто возрасти, но и вылиться в эпизоды с использованием оружия.

И независимо от того, произойдет это или нет, гибридная война США и России, Запада и Востока, на территории Украины будут оказывать на нас все возрастающее влияние. Что, безусловно, отразится на внутриполитической ситуации в стране.

Беспомощность властей станет кричащей, и оппозиция пойдет в атаку

В возникшей ситуации обычная модель управления, основанная на евроинтеграции, «кураторстве» внешних партнеров и зарубежных заимствованиях пришла в противоречие с суровой реальностью. Кризис требует прагматики, управленческого опыта высокого уровня, мгновенных точных решений и… действий, действий, действий! Главным образом на упреждение новых кризисов. Все, что мы наблюдаем сейчас, — имитация деятельности в условия острого кризиса. Мы слышим много слов, непродуманных заявлений, что точно указывает на беспомощность властей. Руководители страны выпрашивают деньги у внешних партнеров на все: энергоносители, беженцев, социалку, логистику, просят открыть рынки сбыта продукции. Золотовалютные резервы НБМ за месяц сократились на 10 %. Насколько их хватит? Но главное — произошла утрата доверия. Обещали хорошие времена, а ввергли народ в нищету, провалы образуются на всех фронтах.

Однако ни одна из громких проблем не может быть решена в краткосрочной перспективе. И в мае все это станет просто кричащим, а не лишь очевидным.

Конфронтация с Москвой

Молдова стала частью западного антироссийского фронта и оказывает киевскому режиму полную поддержку. Однако в Молдове значительное число граждан считает, что властям не следовало обострять отношения с Москвой, поддерживать санкции против России, закрывать российские СМИ, заставлять их транслировать точку зрения Киева, которая является не чем иным, как военной пропагандой. Более того, руководитель КСТР Лилиана Вицу предлагает наказывать телеканалы, предпочитающие не становиться частью информационной войны с Россией.

В то же время постепенно развивается и конфликт Кишинева и Москвы на государственном уровне. Вначале посольство РФ в Молдове сообщило об «участившихся случаях дискриминации на национальной и языковой почве». А Майя Санду и МИДЕИ выступили с заявлением, что властям неизвестно о подобных случаях, а граждане любой национальности в Молдове могут чувствовать себя в безопасности.

Потом МИДЕИ выступило с комментарием в связи с 8-й годовщиной референдума, организованного Российской Федерацией в Крыму в 2014 году. Так ли уж был необходим этот комментарий? Ведь президент Майя Санду посетила саммит «Крымской платформы». Разве позиция не ясна? Никакой срочности и острой необходимости в заявлении МИДЕИ не было. Возможно, лишь цель усилить конфронтационный момент в отношениях двух стран.

Затем последовал оскорбительный инцидент у российского посольства 24 марта. Посла РМ в Москве Лилиана Дария вызвали в российский МИД. В сообщении сказано, что «с российской стороны был заявлен решительный протест в связи с безобразной акцией у посольства России в Кишиневе 24 марта с. г., участники которой демонстрировали оскорбительные лозунги и предпринимали недопустимые действия».

Разделенное общество

Очевидно, что по мере развития событий на Украине отношения Молдовы и России будут обостряться, что спровоцирует общественное недовольство и противостояние граждан, разделяющих разные позиции. Этот курс очень опасен, так как «украинизирует» молдавское общество. Тем более что наплыв беженцев из соседней страны не иссякает, а эксперты полагают, что в случае наступления на Одессу и приближения боевых действий к границам Молдовы число беженцев может возрасти до 2–4 миллионов человек, а это сравнимо с количеством проживающих сейчас в стране людей.

Опасным моментом может стать день 9 мая, когда по традиции тысячи людей в Молдове отмечают День Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Запретить гражданам надеть георгиевские ленты и почтить память жертв Второй мировой войны, не позволить выполнить святую обязанность — отдать долг героям и близким, пострадавшим или погибшим за освобождение мира от коричневой чумы, — значит оскорбить их.

Это очень чувствительный момент в нынешней ситуации, и любые непродуманные решения или провокации властей могут стать сильным триггером общественного недовольства.

Когда единственной константой является неопределенность

Таким образом, соединение и переплетение экономических, гуманитарных, социальных, политических, субъективных и глобальных факторов способны спровоцировать в мае резкое обострение ситуации.

С одной стороны, социальный взрыв, возможно, последнее, что нужно измученной Молдове. С другой — терпению граждан приходит конец. Речь идет уже об обычном выживании.

И правда в том, что надвигающийся суперкризис — во многом результат деятельности Майи Санду и ее партии. Как и то, что снизить шоковые последствия им все же по силам. Нужны политическая воля, желание сотрудничать с профессионалами, способность идти на компромиссы и следовать интересам народа, а не зарубежных «кураторов».

Но осознают ли молдавские политики, что в прежнем виде мир уже не будет существовать и всех ждут кардинальные изменения? Что прежние экономические, управленческие варианты, модели, схемы, рецепты могут не сработать? В том числе и популярная в Молдове идея, что нас спасет объединение с Румынией.

Вот что точно: наступает момент, когда единственной константой является неопределенность.

(Публикуется в сокращении.)
Сергей ТКАЧ, mejdurecie.md