Борьба с вирусом должна проходить не только в медицинских учреждениях, но и на ментальном уровне каждого гражданина

Казалось бы, что про COVID-19 уже всё основное сказано, тему перетёрли, перемяли, даже где-то переборщили, хотя где-то и недосказали. Впрочем, было бы гораздо проще, если бы медицинские проблемы решали врачи, а политики скромно помалкивали в стороне и покорно спрашивали, чем помочь и сколько дать денег.

Запоздавшая встряска

В минувшее воскресенье родители столичных школьников получили сообщения о том, что на основании решения № 24 от 11.10.2020 Чрезвычайной комиссии по общественному здоровью мун. Кишинева, вследствие эволюции и тенденции эпидемиологической ситуации, вызванной инфекцией COVID-19, в мун. Кишиневе защитная маска будет использоваться учениками 5–12 классов не только в общественных местах учебного заведения, но и на уроках. Данное решение вызвало шквал недовольства многих родителей. Дело не только в том, что покупка защитных масок бьет по семейному бюджету, особенно когда в семье воспитывается несколько детей школьного возраста. О вреде постоянного ношения масок достаточно популярно говорилось еще в первые месяцы пандемии.

Мы помним, что перед началом учебного года обсуждались разные варианты обучения, лишь бы не возвращаться к «удаленке». Пришли к тому, чтобы дети на уроках сидели друг от друга на безопасном расстоянии, а маски надевали только на переменах. Не сможет ребенок в течение 6–7 уроков дышать сам на себя. И если к концу учебного дня учащиеся поснимают маски, потому что больше сил нет, какой смысл в том, что они до этого сидели с закрытыми ртами и носами?

Но увы, безопасное расстояние соблюдать получается не везде. Сельские школы не в счет, там места достаточно много. В городских, с «плотным населением», ввели режим обучения в две смены, но потом отменили. Понятно почему. Во-первых, учителей и так не хватает, во-вторых, они тоже болеют, 13 октября министр просвещения, культуры и исследований Игорь Шаров сообщил, что в Молдове еще у 284 школьников и 373 учителей выявили коронавирус. То есть этих учителей надо было кем-то заменить. И еще один вопрос — финансовый. За дополнительную нагрузку педагогам надо было все же что-то платить. Это «что-то» тоже выливалось в некоторую сумму. Так что проще издать приказ о ношении масок, чем решать все проблемы сразу, тем более что сразу все не решить при любом раскладе. Мы слишком долго теряли учителей, покидающих систему образования из-за низких зарплат, чтобы восполнить этот пробел нужны годы. И для того, чтобы научиться ценить их труд, необходима была встряска в виде пандемии.

Нехорошее совпадение

Может быть, ношение масок в течение всего учебного дня не выглядело бы так абсурдно, если бы подобные правила соблюдались везде. Коммерческие учреждения следят за правилами строго, слишком велики штрафы. Однако в маршрутках безмасочные личности появились давно, впрочем, как и в троллейбусах. Правда, пожилые пассажиры всегда на страже и журят представителей молодого поколения, пренебрегающих новыми правилами, но молодежь не очень-то реагирует на подобные замечания, мягко говоря, даже нахамить могут.

14 октября Кишинев праздновал День города. Хороший праздник, прекрасная погода. Милое дело погулять в дополнительный выходной на свежем воздухе в близлежащем сквере или парке. Но именно в центре города наблюдалась повышенная концентрация населения, большая часть из которого приехала на общественном транспорте.

По случайному (или нет) совпадению именно 14 октября был зарегистрирован новый антирекорд: 1149 новых случаев COVID-19, 19 человек скончались от осложнений, вызванных этой болезнью. Иногда такие праздники могут привести к большому семейному горю, но мы это начинаем понимать лишь тогда, когда беда пришла в наш дом. Борьба с вирусом должна проходить не только в медицинских учреждениях, но и на ментальном уровне каждого гражданина, независимо от его социального статуса и занимаемой должности. Не надо создавать вокруг новой болезни паники, нужно просто по-человечески беречь друг друга.

Напомним, что Кишинев является лидером в Республике Молдова по количеству инфицированных COVID-19. С начала пандемии зарегистрировано почти 28 тысяч заболевших и более пятисот летальных исходов, а на прошлой неделе муниципальные власти объявили, что столичные больницы переполнены.

Под знаком вируса

Многие эксперты утверждают, что из-за пандемии часть электората президентские выборы проигнорирует. Впрочем, не только из-за этого, хотя это другая история. Вместе с тем за две недели до этих самых выборов до сих пор остается открытым вопросом: а стоит их вообще проводить? Вдруг вторая волна перечеркнет все рвения кандидатов? Зачем тогда на предвыборную кампанию улетают миллионы леев?

Тем не менее к выборам активно готовятся и обсуждают, как это будет происходить. К примеру, 8 октября информационный портал btv.md опубликовал информацию о том, что президентские выборы в Молдове будут проводиться с учетом условий карантинных ограничений.

Избирателей с симптомами коронавируса не пустят на участки. Об этом проинформировал председатель избирательной комиссии Бельцкого муниципального округа Владислав Скибин. Он уточнил, что проголосовать тем не менее они все равно смогут — дома или по месту нахождения. Создана мобильная группа, которая будет выезжать по адресам заявителей. Интересно, эта группа риска будет обеспечена всеми средствами защиты? Согласно другому решению Центральной избирательной комиссии, человек, у которого есть симптомы коронавирусной инфекции, может вызвать семейного врача и получить справку о том, что он не инфицирован. В этом случае избиратель может прийти на участок для голосования. Каким образом семейный врач, основываясь на элементарном осмотре пациента, сможет вынести окончательный диагноз, не уточняется.

Однако 13 октября поступило куда более жизнерадостное сообщение министра здравоохранения Молдовы Виорики Думбрэвяну о том, что в день президентских выборов, 1 ноября, избиратели с симптомами коронавируса смогут проголосовать и на дому, и на избирательных участках. Избирательные комиссии будут до 15:00 1 ноября принимать устные и письменные заявления желающих проголосовать на дому. Те, кто не успеет обратиться в избирательную комиссию, сами смогут после 15:00 прийти на участки и проголосовать.

На избирательные участки будут пускать людей только в масках. Избиратели с повышенной температурой и кашлем смогут проголосовать только после 15:00 в специально выделенной кабине. После того как человек с кашлем и температурой проголосует, кабину продезинфицируют. Если человек с температурой и кашлем придет на избирательный участок раньше 15:00, ему не позволят голосовать. Между прочим, если заболевший перед тем, как пойти на голосование, выпьет жаропонижающий препарат, температуры у него не будет, по крайней мере, какое-то время. И не у всех больных COVID-19 наблюдается явно выраженный кашель.

И вообще, представьте, что человек болеющий ковидом, который неважно себя чувствует, топает на избирательный участок, по пути прикасается ко множеству предметов… Как-то это все негуманно. И как-то непонятно рядом с этим звучит следующая фраза о том, что те, кто 1 ноября будет находиться в самоизоляции, смогут проголосовать только на дому. То есть явно больные могут выходить в свет, а избиратели, которые только возможно являются инфицированными, грустно смотрят в окно и ждут выездную группу с заветной урной.

* * *
Кстати (или не кстати), в Молдове только в трех районах остается желтый код эпидемиологической опасности. В остальных, согласно решению Национальной чрезвычайной комиссии в области здравоохранения, принятому 13 октября, уровень эпидемиологической опасности повышен до красного. Будем надеяться на лучшее, на то, что у людей сработает инстинкт самосохранения, особенно у пенсионеров, находящихся в группе риска, и они предпримут все меры предосторожности. Какие — пусть выбирают сами. Ясно одно: эти выборы президента войдут в историю под знаком вируса.

Виктор ЧЕРНОБРОВКИН
comunist.md