28 июня, в день 80-й годовщины освобождения Молдовы от румынской оккупации, у памятника Борцам за власть советов прошло возложение цветов, организованное Партией коммунистов Республики Молдова. Пандемия не дала возможности провести, как в прошлые годы полноценный митинг, но то, что мы – коммунисты, помним все вехи в новой истории нашей страны – это неопровержимый факт.

Хочется напомнить, что происходило в Днестровско-Прутском междуречье 28 июня 1940 года. Многие, разумеется, это знают, но истина не тускнеет от повторения.

Отношение к этой дате в самой Молдове крайне неоднозначно. В том смысле, что руководство страны, начиная с 2009 года, активно «конструирует» собственную псевдоисторическую интерпретацию событий 1940 года, решительно отказываясь называть вещи своими именами, говорить о том, как все было на самом деле.

Вопрос о том, с какими чувствами жители Бессарабии встречали Красную Армию и с какими провожали убирающихся восвояси румын, конечно же, не праздный, тем более что он стал камнем преткновения в современной внутриполитической жизни РМ. Исторические факты свидетельствуют, что советские войска были встречены местным населением как долгожданные избавители от оккупационного гнета. Молдаване выходили им навстречу с красными флагами. Повсюду срывали «триколоры». В Варнице, Сынжере, Меренах, Кетросах, Тодирештах, Кирке, Калфе и других селах, через которые проходила дорога на Кишинев, местные жители, как во время свадьбы, перегораживали дорогу столами с вином и закусками, останавливали военные колонны и не пропускали их до тех пор, пока солдаты не отведывали угощения. Эти встречи перерастали в стихийные митинги, в праздник каждого села. Крестьяне от всей души говорили приветственные речи и тосты. Первые слова были сказаны крестьянином из Кицкан: «Дорогие мои братья! Мы ждали вас! Давно вас ждем! И вы пришли, слава Богу, что пришли. Земля наша выжата, наша жизнь горька, как полынь. Земли у нас нет, и жизни тоже не было! Вы пришли, и теперь мы создадим одну семью!».

Конечно, бессарабцы делали свой выбор не на референдуме, поскольку в политической практике той эпохи такие формы опроса населения были достаточно редким явлением, а в условиях разгоравшейся Второй мировой войны − просто невозможными. И тем не менее, такой «референдум» практически состоялся. Он был весьма своеобразным: не имея возможности голосовать руками, население «голосовало ногами». Каждый мог либо уйти в Румынию, присоединившись к обозам румынской армии, администрации, беспрепятственно покидавших Бессарабию, либо остаться дома и встретить «оккупационную» Красную Армию многодневными праздниками и весельем. Огромное количество бессарабцев, по разным причинам покинувших в годы румынской оккупации пределы края, тоже сделали свой выбор, вернувшись на Родину.

…До начала агрессии против СССР оставалось менее года

comunist.md