«Мы как самолет в смертельном пике — а экипаж в хвосте принимает иностранную делегацию»

Сегодня, 18:09Просмотров: 41Нашли ошибку? РедактироватьВерсия для печати

«Мы как самолет в смертельном пике — а экипаж в хвосте принимает иностранную делегацию»

Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Владимир Боля объяснил, почему в Молдове в три раза подорожал лук и что будет дальше. По словам министра, цены на лук достигли рекордных значений из-за высокого спроса на этот продукт. Заявление прозвучало в эфире Exclusiv TV.

 

«Спрос обуславливает цену, — сказал Боля. — Есть еще много составляющих. Отечественные производители лука предпочли экспортировать свой продукт по хорошим ценам. Лук, насколько я знаю, – это продукт социальной значимости, поэтому торговая надбавка не должна превышать 20 процентов. Очевидно, что многие отечественные производители предпочли экспортировать лук, а не продавать на внутреннем рынке, чтобы получить больше денег».

Министр заверил, что с появлением на рынке нового урожая цена на лук «немного снизится». За последний год он подорожал почти в три раза, сейчас на Центральном рынке Кишинева его цена доходит до 25 лей за килограмм.

 

Свою версию происходящего изложил бизнесмен Вячеслав План в социальной сети.

 

«Прошел год с момента, когда совет дураков при Майе Санду поручил своему интеллектуальному центру в лице Димы Алайбы подготовить отчет по причинам неудержимого роста цен, — пишет он. — Закономерно, что какой интеллектуальный центр, такой и доклад. Доклада нет, и центра тоже нет. Неделю назад я задал простой вопрос, почему у нас инфляция 30 процентов, а в среднем по Европе 10 процентов, когда курс евро к лею неизменен. Гробовая тишина. Что ожидаемо.

 

Знаете, если вы хотите, чтоб у людей к вам было меньше требований и ожиданий, закатывайте штанины в носки, когда выходите на улицу. Майя Санду именно так и поступает. Даже ее горячие сторонники не ждут «хороших времен», лишь напряженно ищут ей хоть мало-мальское оправдание. Ведь если в схемах Майи Санду вы не видите лоха, значит лох вы.

 

Итак, почему у нас цены растут быстрее чем в Европе? 25 февраля 2022 года комиссия по чрезвычайным ситуациям внесла в список социально значимых продуктов еще десять самых популярных групп продуктов: куриное мясо, яйца, макаронные изделия, лук, картофель, сахар и так далее. Они ограничили торговую наценку импортерам от границы до прилавков магазинов и супермаркетов 20 процентами.

 

С первого взгляда может показаться, что пасовцы заботятся о людях и дают по рукам спекулянтам и перекупщикам. Однако оказывается совсем наоборот.

 

Затраты импортеров по банковским кредитам, хранению, развозу товаров по магазинам, оплате персонала и сопутствующих трат, а также минимальная прибыль составляют не менее 15-17 процентов. А еще и торговая надбавка магазинов должна составлять не менее 15 процентов, иначе магазины обанкротятся. Причем, чем ниже цена килограмма товара, тем выше в процентном соотношении затраты импортеров.

 

То есть создали искусственный барьер для импорта, сформировали дефицит на рынке и антиконкурентную среду. Чем не преминули воспользоваться местные производители.

 

Только за неделю, последовавшую после принятия постановления, они подняли цены на куриные окорочка с 36 до 42-43 лея за кг. За эту неделю не изменились цены на энергоносители или корма. Ничего не поменялось, кроме правил, принятых командой PAS. Импортеры были вытеснены с полок супермаркетов в сегмент переработчиков.

 

Еще одним негативным моментом для импортеров стали технические аспекты, связанные с необходимостью постоянно менять цены на поставляемый в супермаркеты товар из-за колебаний курса доллара или евро к лею. Изменения курса НБМ на один бануц заставляет каждую партию товара учитывать индивидуально и высчитывать разную в номинале торговую наценку, чего категорически не приемлют магазины, не желая постоянно менять ценники и учет. Например, почему в первое полугодие 2022 года яйцо чуть ли не подорожало в два раза и достигло цены в 3,1 лея в июле. Я везде использую оптовую цену. А уже в августе цена начала падать. Очень просто. Национальный банк Украины опустил гривну к доллару на 25 процентов, и яйцо хлынуло в Молдову. Разница в цене с Украиной стала настолько велика, что снесла все барьеры.

 

Но самое главное — импортеры научились обходить ограничения пасовцев и стали искусственно завышать инвойсную цену при импорте. Короче, заработали все, кроме населения Молдовы.

 

Конечно, предвижу отговорки пасовцев, что они хотели поддержать местного производителя в надежде на расширение производства. Но ни один производитель при такой власти даже думать не хочет о дополнительных инвестициях. Люди бегут из страны, и потребление уменьшается.

 

И дураку понятно, что за подобное постановление кто-то хорошо получил. Но доказательств нет, поэтому остается только разводить руками. Конкурентная среда постепенно восстанавливается, но на других ценовых уровнях. И не благодаря власти, а вопреки. Через фальсификацию документов, через схемы. А это все удорожает процесс. И платит за это потребитель.

 

Данный анализ должен был сделать Алайба и выпускница Гарварда Санду. Но то ли мозгов не хватает, то ли времени, но диагноз очевиден — вред от их деятельности колоссальный. Люди нищают, вынуждены уезжать, потребление уменьшается, условно постоянные издержки давят на себестоимость и цену конечного продукта, дорожает жизнь граждан, из-за чего они снова уезжают. Мы попали в замкнутый круг, как огромный самолет в смертельное пике. А экипаж в хвосте принимает иностранную делегацию».

 

Источник vedomosti.md