Стабильная и развивающаяся промышленность Молдовы была разрушена в период правления первых «демократов» и окончательно похоронена при нынешних «технократах».

Как известно, промышленность является одной из главных составляющих экономики всех стран. В том числе таких, как Молдова, не имеющих значительных сырьевых промышленных ресурсов. В этом случае экономический рост достигается путём эффективного освоения человеческого капитала в промышленном секторе.

Увы, боюсь, осваивать вскоре будет нечего — работоспособное население полностью разбежится по заграницам, потому как промышленного сектора в Молдове уже не существует, а зарабатывать на жизнь надо.

Экономический кризис, раскол страны, нестабильная политическая обстановка превратили Молдову в одну из беднейших стран Европы с преобладанием аграрного сектора экономики.

Дни былые

Наши «евроинтеграционные» политики очень любят рассказывать о том, как якобы плохо было в СССР, в частности в Молдавской ССР. Что ж, можно по-разному интерпретировать историю нашей республики в составе Советского Союза. Но именно в этот исторический период был фактически создан передовой промышленный потенциал. Кто не помнит такие заводы, как «Счетмаш», «Мезон», «Молдавгидромаш», «Микропровод», «Виброприбор» и многие другие! А Кишиневский тракторный, «Агромашина», бельцкая «Молдагротехника» — все со своими специализированными конструкторскими бюро? А тираспольские «Точмаш» и «Электромаш»? А Рыбницкий металлургический?

Такие вот памятники «советской оккупации». Кстати, к сведению охаивателей всего советского и коммунистического: в 1990 году (последний год советской власти) производство электроэнергии в Молдавской ССР составило 15,7 млрд кВт.часов, собственное потребление — 11,6 млрд, а на экспорт — в Болгарию и Румынию — было направлено 3,1 млрд кВт.часов.

В целом в отраслевом разрезе промышленность выделялась наличием спектра самых различных предприятий — как по масштабам производства, уровню технологий, так и по значимости для народно-хозяйственного комплекса республики.

При действующей промышленности неизмеримо возросло материальное благополучие населения, показатель которого превышал показатели многих регионов СССР.

Ломать — не строить

С получением республикой независимости рухнула система централизованного управления промышленностью. А вместе с ней канули в небытие централизованное материально-техническое обеспечение и распределение финансовых ресурсов, капитальных вложений и готовой продукции, государственное ценообразование, субсидирование ряда ключевых отраслей и предприятий.

Экономическую ситуацию в стране усугубил вооруженный конфликт 1992 года в Приднестровье, последствия которого актуальны и сегодня. При этом в Молдове падение экономического потенциала отрасли было одним из самых значительных на постсоветском пространстве.

Квалифицированные кадры спешно покидали ставшую независимой Молдову под вопли распоясавшихся от безнаказанности националистов: «Чемодан, вокзал, Россия!».

Обновленный госаппарат был некомпетентен. Этим чиновникам никогда не приходилось решать задачи государственного масштаба, да и набраны они были не по профессиональному, а по национальному или клановому признаку. В госструктурах царили (как и сейчас) гипертрофированный бюрократизм, зачастую переходящий в государственный рэкет, высокая коррумпированность.

Мы обрели эфемерные свободу, демократию и рыночную экономику, но потеряли реальные высокотехнологическую промышленность, а заодно и сельское хозяйство, которое было отброшено к уровню 1940 года.

Порох в пороховницах

С приходом коммунистов к власти в 2001 году положение в промышленном секторе стало медленно, но верно поправляться. Поначалу, ясное дело, было ой как нелегко, но с 2003 года всё шло с положительной динамикой по нарастающей. Стране удалось рассчитаться по внешним долгам, сделанным «демократами».

Были разработаны государственные программы «Модернизация страны — благосостояние народа» и «Прогресс и интеграция». Успешно реализована государственная программа по консолидации сельскохозяйственных земель. Построен международный свободный порт Джурджулешты и железная дорога к нему.

За восемь лет правления ПКРМ было создано 327 тысяч рабочих мест. Благодаря национальной программе расширения экономических возможностей молодежи, молодые предприниматели в возрасте от 18 до 30 лет открыли около 1000 предприятий в сельской местности. Это лишь часть успешных свершений коммунистов и только в одной сфере — промышленной.

Назад в разруху

Подписание нынешней властью Соглашения об ассоциации с ЕС поставило окончательный крест на молдавской промышленности, в т. ч. перерабатывающей. В страну хлынул поток импорта. А как же, вот он, новый рынок сбыта, — радостно потирали руки в Брюсселе.

Пришедшие после 2009 года к власти «евроинтеграторы» не раз пытались представить некие планы возрождения промышленности, но все они, по мнению экспертов, страдали одними и теми же огрехами: сохранением ярко выраженной аграрной структуры экономики; преобладанием в структуре промышленного сектора отраслей, ориентированных на производство товаров с низкой добавленной стоимостью; низкими темпами развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности.

Да и зачем, собственно, нынешним правителям Молдовы развивать промышленность, когда можно успешно продолжать доворовывать имущество, оставленное «оккупантами». И рассказывать людям сказки о потенциальных инвестициях. О характерном для сегодняшних молдавских правителей отношении к инвесторам может рассказать руководство некой турецкой фирмы, выигравшей здесь тендер, но плюнувшей даже на вложенные уже 400 000 евро и убравшейся восвояси, дабы не платить грандиозный «откат».

По обретении «европейскости» так и тянет спросить ее местных движителей во власти: что вы создали для страны? Но при самом тщательном рассмотрении и скрупулезном поиске выясняется — ничего. Кроме колоссальных невосполнимых и лавинообразно нарастающих потерь.

Дмитрий Крымов
comunist.md