27 мая 1919 года в Бендерах произошло восстание против румынских оккупантов.

Никуда не делись оккупанты и их идеи, которые нам усиленно навязывают так называемые «братья». Эти «братья» показали себя 7 апреля 2009 года. Эти они — потомки тех, кто уничтожал нас во славу «объединения» с 1918-го по 1940-й годы. Эти они и сегодня хотят уничтожить государственность Молдовы. Поэтому мы должны помнить героев, которые не щадили своих жизней в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Более сотни лет прошло с того памятного дня. Но не только его, но и всю историю Молдовы нам пытаются преподнести как что-то незначительное, находящееся в тени «Великой Румынии». На самом же деле, изо дня в день начиная с 1918 года, с расстрела депутатов III съезда крестьян Бессарабии во главе с Василием Рудневым, вплоть до июня 1940-го румынским властям приходилось соблюдать военное положение в Днестровско-Прутском междуречье. Нести «унирю» под прикрытием пулемётов. Жандармов в Бессарабии было в два, а то и в три раза больше, чем на территории Румынии. Народ их ненавидел, и активное противодействие румынскому игу стало обыденным явлением.

Неповиновение, протесты и, наконец, бунты — вот типичное поведение бессарабцев в период 1918-1940 гг. Особое место в цепочке исторических событий занимает Бендерское восстание 1919-го года. Оно было одним из трёх крупных вооружённых выступлений в Бессарабии против румынской оккупации. Первым (январь-февраль 1919 года) стало Хотинское восстание, а в 1924 году вспыхнуло Татарбунарское восстание. Все эти три события отвергают культивируемый в Молдове миф о том, что жители Бессарабии с радостью восприняли приход туда румынских войск.

Еще один миф — о том, что Советская Россия отвернулась от Бессарабии после румынской аннексии. На самом деле между Москвой и Бухарестом в 1919-м году был заключен мирный договор, в соответствии с которым Румыния обязалась вывести войска из Бессарабии как из части РСФСР. Однако поддержанная Антантой королевская Румыния решила этот договор не исполнять. Руководство России и командование Красной Армии планировало освобождение Бессарабии в 1919-м году.

После аннексии румынами Бессарабии в Бендерах действовала подпольная организация большевиков. Она сыграла важную роль в подготовке восстания. Кроме организационных аспектов, члены группы вели пропагандистскую работу среди французских солдат, которые были размещены в Бендерах официально для охраны порядка. Во время восстания результаты пропаганды дадут о себе знать: многие французские солдаты будут сочувствовать восставшим, откажутся в них стрелять и даже примкнут к ним.

Предполагалось, что восстание в городе начнется, когда через Днестр переправятся части 6-й Украинской советской дивизии Никифора Григорьева. У него было около 20 тысяч человек, которые должны были поддержать бендерчан и в дальнейшем освободить Бессарабию от румынской оккупации. В феврале-апреле 1919 года части Григорьева активно действовали на юге Украины, принудив французские и греческие войска последовательно оставить Херсон, Николаев и Одессу.

Однако в намеченный день на помощь подошли не больше 200 красноармейцев. Виной тому стал, с одной стороны, мятеж Григорьева, а с другой стороны, — положение на фронте, поскольку внезапно началось наступление Деникина на Донбассе, и силы РККА, которые планировалось ввести взамен григорьевских частей, пришлось срочно переправить туда.

Тем не менее, начало операции было успешным. 27 мая рота красноармейцев переправилась через Днестр в районе разрушенного еще в апреле железнодорожного моста. Накануне восстания руководство Бендерского партийного комитета мобилизовало городских рабочих-активистов и образовало рабочие дружины.

Переправа совершена удачно, румынская застава снята без выстрела, часовые других постов спали и также сняты. Направившаяся в сторону вала Бендерской крепости цепь из 40 штыков заставила последнюю выкинуть белый флаг. Другой небольшой отряд захватил вокзал, откуда без всякого боя бежали жандармы и румынские солдаты. Часть восставших рассыпалась по городу, чтобы призвать население к оружию.

На улицу вышли рабочие. Некоторые из них уже были вооружены, многие получили оружие, собранное подпольщиками заранее. Соединившись в отряды, вооруженные рабочие вместе с красноармейцами выбили оккупантов из городских учреждений. 27 мая почти весь город был в их руках, власть фактически перешла к народу. Французские и румынские войска отступили по направлению к Каушанам и Борисовке. Десятки французов присоединились к восставшим.
Когда французское командование отдало приказ о подавлении восстания, значительная часть солдат не подчинилась.

Для подавления восстания командование французских войск подтянуло артиллерию и бросило на город алжирских стрелков-зуавов и польских легионеров. Алжирские зуавы — своего рода спецназ французской армии того периода. Безжалостные, опытные и выносливые бойцы, они использовались во многих операциях, в том числе и карательных. Зуавам удалось сломить сопротивление восставших, началась расправа.

Сочувствующие восстанию французские солдаты, предчувствуя наметившуюся резню, встали цепью между зуавами и восставшими, которые отступали к Днестру. Алжирцы отказались стрелять во французов. Они так и стояли друг против друга, невзирая на истошные крики командиров. Благодаря этому группе восставших удалось переправиться на левый берег Днестра и спастись.

Восстание было подавлено. В Бендерской крепости каратели расстреливали каждого десятого из захваченных в плен повстанцев. Раненых, которых подобрал и спрятал персонал городской еврейской больницы, расстреляли по доносу провокатора, а работников больницы за укрывательство и медицинскую помощь предали военно-полевому суду.

Оккупанты прочёсывали город, оцепляли кварталы, производили повальные аресты, обыски и облавы. Только за первый день после подавления восстания в Бендерах были арестованы 1500 человек. Румынское правительство организовало судебный процесс, который продолжался до конца августа 1919 года. Суд приговорил к смертной казни 17 человек, остальных — к каторжным работам и длительному тюремному заключению.

Когда-то Гегель произнёс, что история повторяется дважды: сначала в виде трагедии, потом — в виде фарса. Не вдаваясь в справедливость сказанного, отметим, что истории свойственно повторяться. В период приднестровского конфликта начала 90-х годов Бендеры находились чуть ли не в самой горячей точке. Именно здесь действовали террористические группы румынских боевиков. Гибель множества мирных жителей в Бендерах — на их совести и совести тех обрумыненных руководителей Молдовы, кто развязал конфликт. История повторяется.

Эти же силы проявили себя в событиях 7 апреля 2009-го года в Кишинёве при попытке государственного переворота. История повторяется.

Эти же силы стоят за теми, кто пытается разжечь гражданскую войну, провоцируя новый приднестровский конфликт. История повторяется?

Во всех случаях, нами перечисленных, от подавления Бендерского восстания в 1919-м году до ситуации сегодняшнего дня общим является одно — уничтожение молдавской государственности. Сегодня Молдова находится в опасности потерять всё: суверенитет, независимость, государственность. Опасность эта исходит от правых политических сил в РМ и в Румынии. Как сказал Высоцкий: «Если Родина в опасности, надо всем идти на фронт». Чтобы в прямом смысле этих слов не идти на фронт с оружием в руках, у нас есть возможность пойти на выборы в парламент РМ и привести к власти тех, кто спасёт страну.

История — наука и умение помнить прошлое, чтобы не повторять ошибок в будущем. Чтобы вновь история не повторилась, молдавскому народу надо быть единым и здравомыслящим.

Сергей Иванов
comunist.md