Так уж повелось, что для многих Новый год – это некая точка отсчёта для новых свершений и кардинальных перемен. Поэтому уже сразу после зимних праздников люди активно просматривают вакансии и рассылают CV в поисках работы.

Работа необходима, да не абы какая, а желательно хорошо оплачиваемая. Потому как правление ПАС довело страну до такой ситуации, когда нищета уже стала нормой жизни.

Бюджетные средства в прошлом году уходили на обслуживание западных кредитов, которые выклянчивала Майя Санду и её подручные. Что касается денег на социальные проекты на реконструкцию инфраструктуры, об этом никто не заикался. правительством не предусматривается.

Зато разыгрывалась геополитическая карта на вроде евротусовки на центральной площади столицы и пьянки в замке Мими.

Большинство граждан Молдовы жалуются, что выживают с трудом и еле-еле сводят концы с концами. Ещё бы! Зарплаты «пасюки» увеличивают ненамного, зато цены на энергоносители, продукты, медикаменты и прочее растут в геометрической прогрессии.

И ещё один шаг был сделан к «хорошим временам» – около 9 тысяч безработных в прошлом году остались без пособий по безработице, о чём с бесстыжими глазами сообщил министр труда и социальной защиты Алексей Бузу. Не захотели люди принимать копеечную работу, предложенную Национальным агентством занятости – вот вам и результат.

Но ещё в апреле прошлого года компетентные органы объявили, что размер пособия по безработице будет постепенно снижаться для людей, которые не находят работу в разумные сроки или не соглашаются на работу по предложению Национального агентства занятости.

Более того: у людей, которые стоят на бирже труда, забрали медицинский полис. Пусть подыхают или сами платит за полис 12.000 леев. Как говорится: всё для народа всё для евроинтеграции!

Рынок труда Молдовы в последнее время пережил немало потрясени­й. И на сегодняшний день он разбалансирован и находится, если не в критичном, но близком к этому состоянии.

Хотя на рынке труда имеется более 11 тысяч вакансий, многие из тех, кто находится в поиске работы, говорят, что на самом деле их очень мало, а требования очень высокие.

Отдельно о молодёжи. Большинство молодых людей жалуются, что не могут найти работу по душе, и первым критерием, который их интересует, явля­ется зарплата.

На вопрос, какую зарплату они хотели бы получать, молодые люди ответили, что не менее 8-10 тысяч леев. Их можно понять – на пять, скажем, тысяч леев в современной Молдове особо не разгонишься.

В прошлом году нынешняя власть объявила о «либерализации» рынка труда. Но это никакая не либерализация, а обычный желтопузый пшик. Кадровый голод никуда не уедет, зато уедут остатки трудоспособного населения.

Вместо них власть решила привлечь иностранных рабочих, упростив процедуру легализации. А чё, взяли же в губернаторы Нацбанка румынскую гражданку! Вот только кто будет нанимать иностранцев и сколько будет им платить, учитывая нынешние цены на энергию?

Ещё одна идея с которой жёлтая шайка носится как дурни с писаной торбой – инвестиции. Как польются инвестиции, тут же все у нас получится, рост станет устойчивым, начнется всеобщее оживление и прочая благодать.

Но вот вопрос: кто будет инвестировать в разрушенную в хлам экономику? Да ещё при наличии волшебного слова «откат»?

16 января правительство провело ярмарку вакансий, на которой представлены возможности трудоустройства в Государственной канцелярии, министерствах и агентствах. Количество вакансий – 200 штук. И тут уж начинаются совсем непонятки: уже ли у деятелей ПАС закончились кумэтры, фины и нанаши?

Как объяснить этим недоумкам, что республике не нужны госчиновники с коррупционными наклонностями, а требуются слесари и токари, швеи, водители, персонала сферы услуг (HoReCa) – повара, официанты, кондитеры?

Население массово покидает Молдову на фоне экономического кризиса, с которым не может справиться администрация президентки Майи Санду. Как считают эксперты, в этом году результатами работы правящего режима будет продолжать оставаться некомпетентность в экономической сфере, рост коррупции и еще большая зависимость от кредитов Запада.

Думается, нынешняя ситуация на рынке труда это и есть та цена, которую мы заплатили за десятилетие не очень внятных реформ.

Дмитрий Крымов,

Comunist.md

17 января 2024 года