«Президент» и её соратники провоцируют в молдавском обществе опасные настроения

Признание Россией независимости ДНР и ЛНР вызвало в Молдове весьма нервную реакцию у госчиновников, сторонников ПДС
и в провластных кругах. Некоторые напрямую заговорили о войне. Например, экс-премьер Ион Стурза алармистски заявил, что «Путин объявил войну Республике Молдова, претендуя на её территории, а также Финляндии, Польше, Эстонии, Литве, Латвии, Украине, Грузии, Армении, Азербайджану, Казахстану, Туркменистану и Таджикистану». Стурза утверждает, что президент России игнорирует право наций на самоопределение и претендует на все территории, которые когда-то были частью Российской империи, и его первая цель — Украина.

Как известно, у страха глаза велики, но это не оправдывает бывшего премьер-министра, так как его высказывания сеют панику среди населения, вводят в заблуждение общественное мнение и провоцируют напряженность между Молдовой и Российской Федерацией на пустом месте. Конечно, Ион Стурза — маргинальная политическая фигура, но проблема в том, что он не одинок и отражает определенные настроения молдавских политических кругов. В последнее время целый ряд бывших послов высказывались о том, что если «в Украине полыхнет», то Кишиневу нужно будет обратиться к Бухаресту, чтобы Румыния ввела на нашу территорию свои войска. В частности, Михай Грибинча, бывший посол РМ в Бухаресте, заявил, что единственно правильным решением в случае вторжения России в Украину будет введение армии Румынии в Молдову и военный контроль до линии Днестра в соответствии со старой границей «Великой Румынии» до 1940-х г. Это нужно для того, «чтобы взять под защиту территорию Республики Молдова», считает Грибинча.

Депутат ПДС, председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Дмитрий Алайба процитировал Эли Визеля: «Нейтралитет помогает агрессору. Нейтралитет никогда не помогает жертве. Вот почему так важно знать, на чьей мы стороне». Так депутат хотел дать понять, что граждане не должны оставаться нейтральными по факту признания Россией ДНР и ЛНР.

Может показаться, что Дмитрий Алайба просто не подумал, как его слово будет воспринято в нынешней ситуации.

В попытке Дмитрия Алайбы использовать трагическую тему Донбасса во внутренней политической борьбе есть нечто аморальное. Это проявление цинизма и бездушия, так как хорошо известно, что жертвами военного конфликта в Донбассе стали сотни детей. В последнее время в СМИ и социальных сетях многие вспоминают созданный в Донецке мемориал «Аллея ангелов». Его открыли в Парке 30-летия Победы 5 мая 2015 года. Тогда на камне были высечены 66 имен детей, погибших на территории ДНР в результате военных действий. По состоянию на 23 апреля 2021 года жертвой войны стал уже 91 ребенок. На памятной плите теперь нет свободного места. Двум самым маленьким жертвам было всего по годику. Сейчас число погибших на Донбассе детей еще больше.

* * *
Нужно ли молдавским политикам импортировать противостояние, сложившееся в соседней стране, внутрь собственного общества?

Но, допуская скороспелые высказывания, они делают именно это. Мы вовлекаемся в то, к чему не имеем никакого отношения.

И застрельщиком здесь, похоже, выступает именно власть. На ошибочность первой реакции президента и МИДЕИ обратил внимание политолог Дионис Ченуша. Напомним, что Майя Санду опубликовала свое первое оценочное суждение о признании Россией ДНР и ЛНР на английском языке. Произошло это слишком поспешно, считает Дионис Ченуша. «Что вызывает сомнения, так это то, что критика Кишинева была направлена международному сообществу до того, как она была доведена до народа страны. Для МИДЕИ и президентуры более чем важно сообщения по этой теме доводить до граждан РМ. Учитывая деликатность ситуации и важность стратегической коммуникации, сообщения властей рекомендуется готовить и на русском языке», — написал он в социальных сетях.

На самом деле, молдавской власти, прежде чем делать публичные высказывания, нужно все было основательно взвесить и учесть весь спектр отношений как с Украиной, так и Россией. Молдова очень сильно зависит как от Киева, так и от Москвы. Россия и Украина — гаранты приднестровского урегулирования. В настоящий момент энергоносителями Молдову обеспечивает именно Россия.

Также давайте вспомним, что в одном из последних соцопросов 85 % граждан выразили мнение, что президент Молдовы Майя Санду должна была лично обсудить с Владимиром Путиным газовую проблему и добиться более выгодной цены.

Существуют разные возможности отреагировать на внешние события, но в подобных оценках молдавские руководители должны исходить из главного приоритета — интересов граждан, а не показушно вставать в ряды вместе с западными партнерами, у которых свои геополитические цели в этой истории.

22 февраля Майя Санду выступила еще с одним неожиданным заявлением. Оно уже касалось СМИ. Вроде бы «президент» руководствуется благими побуждениями, когда говорит следующее: «У нас в Молдове разные взгляды на кризис безопасности в регионе, и это нормально. Некоторых пугает то, что они видели вчера на некоторых телеканалах. Любой вооруженный конфликт порождает потоки пропаганды, а они могут посеять в обществе страх, ненависть и раскол». Но Майя Санду просит государственные учреждения внимательно следить за источниками ложных новостей и принимать меры в соответствии с положениями закона.

Но дело в том, что функции президента страны в Конституции ясно описаны, они в известной мере символические. Глава государства не руководит СМИ и госинститутами, такими, как, например, Министерство юстиции. Также в статье 32 Основного закона говорится о свободе мнений и выражений. Эта же статья предписывает не призывать «к агрессивной войне, национальной, расовой или религиозной розни, подстрекательству к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию». В Конституции описан и принцип разделения властей. Хоть там не указываются СМИ, но вмешательство в их деятельность со стороны должностных лиц в цивилизованном обществе называется цензурой. А спорные вопросы решаются в судебном порядке. Поэтому рекомендации главы государства выглядят неуместными. Если мы не хотим, чтобы у нас произошло то, что случилось на Украине, то нам нельзя допускать, когда президент закрывает СМИ, журналистов убивают за взгляды, когда врагами государства, предателями объявляют жителей собственной страны. Это путь в никуда.

Следует признать, что ряд высказываний должностных лиц, политологов, аналитиков — членов и сторонников правящей партии действительно стимулируют в обществе гражданское противостояние и формируют предпосылки для новых конфликтных ситуаций. Можно сказать, что в политической и информационных сферах молдавского общества уже идет холодная война. Она началась с выборов президента и не закончилась до сих пор.

А над тем, что произошло на Украине (признание Россией ДНР и ЛНР), молдавский политический класс действительно должен хорошо задуматься и извлечь уроки.

* * *
События на Украине показывают, что определение особого статуса Приднестровья нельзя затягивать бесконечно, потому что мы теперь оказались в новой политической реальности. И если мы хотим сохранить свою государственность, то для этого должны предприниматься усилия.

Сегодня ПДС не имеет никакого плана приднестровского урегулирования. Но никто не мешает создать рабочие группы от парламента, правительства, президента, гражданского общества, СМИ и начать продуктивный диалог с левым берегом. Для этого нужно только желание. Если же нынешняя власть пойдет путем провокаций, блокад, наращивания военного потенциала и сотрудничества с НАТО, то это подтолкнет Москву к более жесткой политике в отношении Молдовы.

Сейчас страны Запада вводят против России различные санкции. И что, кишиневское руководство также собирается поучаствовать в этой геополитической войне, в которой возможны только проигравшие? Но такие, как Молдова, пострадают в первую очередь.

Сегодня задача молдавских властей (хотя бы из принципа самосохранения) — гасить социальное напряжение. Но мы, увы, наблюдаем, что президент и ее соратники лишь провоцируют в молдавском обществе опасные настроения. И Молдову постепенно затягивает вглубь разрушительной воронки, как и соседнюю Украину. Существуют серьезные признаки того, что власть утрачивает контроль над ситуацией. И это намного опаснее, чем страшилки о войне, которые распространяет бывший премьер-министр, известный в народе прозвищем «домнул Калоша».

(Публикуется в сокращении.)

СЕРГЕЙ ТКАЧ,
mejdurecie.md