НАРЭ ничего не решает. А решают монополисты, такие как Termoelectrica.

Каждый директор НАРЭ, находясь на посту, хотя бы раз обещал народу не менять тарифы. И тарифы тут же менялись. Что регулирует агентство по регулированию?

В случае с энергетикой — ничего. Мыльнопузырчатая структура, которая является информационным буфером между населением и властью на энергетическом поприще, цель которой — навешать населению как можно больше лапши на уши, пока власть шарит в карманах потребителей.

Директор НАРЭ Октавиан Калмык заявил, что тарифы на электроэнергию для потребителей не изменятся. «Хочу внести уточнение по поводу представленных тарифов на электроэнергию, которые я сегодня утвердил на заседании. Несмотря на то, что сегодня мы одобрили повышение цен на электроэнергию, уточняю, что тарифы для потребителей на электроэнергию не изменятся, они останутся прежними», — сказал он. А надо ли вообще объяснять, что такое в принципе невозможно? Денег-то на компенсацию увеличенных тарифов в стране нет. Termoelectrica станет.

15 ноября Termoelectrica запросила повышение тарифа на тепловую энергию в НАРЭ. В компании объяснили, что необходимость во внеочередной корректировке обусловлена увеличением цен на закупаемый природный газ примерно на 115,3 % (с 4018 леев за 1000 куб. м без НДС до 8650,2 лея за 1000 куб. м без НДС).

«Корректировка тарифов при чрезвычайном положении направлена на недопущение накопления долгов и вступления в неплатежеспособность из-за того, что потребление природного газа не отражено в действующей структуре тарифов», — говорится в их пресс-релизе.

20 ноября НАРЭ одобрило монополиста относительно корректировки предварительной цены на производимую электроэнергию. Также был одобрен тариф на тепло, поставляемое потребителям. Таким образом, предварительная цена на произведенную электроэнергию увеличится на 121 бан/кВт*ч, до 237 банов/кВт*ч (без НДС), а предварительный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, увеличится на 650 леев/Гкал — до 1772 леев/Гкал (без НДС). Кстати, все это вступает в силу задним числом, т. е. с 1 ноября.

Мы, собственно, обещаниям НАРЭ никогда и не верили. Агентство, словно покосившаяся труба на ТЭЦ-2, — стоит красиво, а эксплуатации не подлежит. Что-то говорят, о чем-то рассуждают, анализируют, рассматривают, оговаривают условия, дают обещания, а на деле — пустословие, пыль в глаза.

А больше им и делать ничего не остается, поскольку НАРЭ действительно ничего не решает. А решают монополисты, такие как Termoelectrica, например. Поскольку официально считается, что НАРЭ — главенствующая структура, то выглядит эта экономическая свистопляска так, словно блохи управляют собакой.

Время от времени в НАРЭ меняют руководителей, обновляя таким образом социальный громоотвод. Правда, никто из ушедших не покидал пост добровольно и с понижением, только вверх и вверх, и никто не ответил за пребывание на хлебном посту. И лица у них после «снятия» с должности такие счастливые и гладкие, словно куриным жиром смазанные. Потому в череду снятий-назначений на директорство НАРЭ как-то не вписывается последний случай.

Штефан Крянгэ, один из директоров Национального агентства регулирования энергетики, подал в парламент заявление об отставке, хотя не сообщил более подробную информацию о причинах ухода. Напомним, что он был назначен главой НАРЭ в феврале 2019 года. Не очень верится, что с должности, цена которой от 60 до 90 тысяч леев в месяц, просто так уходят. Надоело, мол, в огороде капусту выращивать хочу. Крысы бегут с тонущего корабля? Так НАРЭ — непотопляемая баржа. Крысы там себя чувствуют, как дома в теплой ванной. Очевидно, зная внутреннюю кухню в НАРЭ в частности и в Молдове в общем, господин директор не стал дожидаться планового смещения и драпанул самостоятельно.

Что касается категоричного заявления Калмыка, то верить им не стоит. Уже после него НАРЭ утвердило повышение тарифа на отопление для Комрата с 1200 до 1907 леев за 1 гигакалорию. Остальным приготовиться.

Алексей МУЩИНИН