Уважаемый посол Соединенных Штатов Америки господин Дерек Дж. Хоган!

28 мая нынешнего года я имел честь принимать Вас в партийном офисе ПКРМ. Встреча прошла по Вашей инициативе.

На этой встрече я зачитывал Вам выдержки из Венской Конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, которая является основой международно-правовых отношений в мире.

Целиком была процитирована статья 41-я упомянутой Конвенции, в которой идет речь о функциях дипломатического представительства.

Вы мне заявили, что эта Конвенция Вам знакома и Вы ею руководствуетесь.

Действительность же говорит о другом.

Мое обращение к Венской Конвенции было обусловлено Вашей чрезмерной активностью, а по сути вмешательством в деятельность различных государственных институтов моей страны, в том числе – Службы Информации и Безопасности, Генеральной прокуратуры, Центральной Избирательной Комиссии, Национального Банка и пр.

Многие представители молдавского общества и я лично, увидели в этом, что Вы, господин посол, пытаетесь оказать давление на государственные институты в интересах определенных политических групп и должностных лиц Республики Молдова. Такая деятельности не предусмотрено Венской Конвенцией, а – напротив – напрямую запрещается этим базовым документов. Речь, в частности, идет о преамбуле, в которой четко говорится: «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства».

Напомню, что статья 41 Венской Конвенции, которую я Вам прочел полностью гласит:

1. Без ущерба для их привилегий и иммунитетов, все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

2. Все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство, либо с другим министерством, в отношении которого имеется договоренность, или через это другое министерство.

3. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

Более того Вы пытались убедить меня в том, что Вами движет не стремление навязать государственным органам те или иные решения, а желание воочию наблюдать ход демократических изменений в указанных институтах. И – хотя удовлетворение такого рода любопытства также не входит в функциональные обязанности дипломатического работника, описанные в Венской Конвенции, я Ваш ответ принял. Если Вы помните, наша беседа в дальнейшем протекала в теплой и дружественной обстановке.

И вот, менее чем через месяц, 23 июня 2021 года Вы вновь осуществили визит в Центральную Избирательную Комиссию Республики Молдова, которая находится на заключительной стадии подготовки по обеспечению проведения досрочных парламентских выборов. По характеру затронутых Вами вопросов в беседе с руководством ЦИК для меня очевидно, что Ваше личное вмешательство в ход выборного процесса направлено в пользу конкретного конкурента.

Тем не менее, выражаю искреннюю надежду, что Вы продолжите свою деятельность в строгом соответствии с Венской Конвенцией и больше не станете давать поводов для подозрений в особых симпатиях к тем или иным политическим силам в Республике Молдове и вмешательстве в ход избирательного процесса.

С уважением,

Председатель Партии коммунистов Республики Молдова,
Президент Республики Молдова в 2001-2009 годах

Владимир Воронин

24 июня 2021