Склока между социалистами и «акумовцами» завершилась отставкой правительства.

Говорить о преодолении политического кризиса не приходится – никуда он не убежал, не скрылся и готов вновь взвиться не хуже пионерского костра. Время распила власти не миновало, а на горизонте – давно запланированная, долгожданная политическая «свадьба» ПСРМ и ДПМ, временно отложенная «революцией дипломатов».

Но обо всем по порядку. Камнем преткновения стала процедура избрания генерального прокурора, где каждый пытался перетянуть одеяло на себя. Но одеяло было одно и уступать его никто не собирался, поскольку генпрокурор, как «одеяло» должен и впредь прикрывать проворовавшиеся сиятельные ягодицы.

Правительство капризничало: сначала объявило конкурс на должность «генпрокуратора», потом само же его отменило, а в завершение объявило, что берет на себя ответственность перед парламентом и кандидатов будет представлять самостоятельно.

Разумеется, это никак не устраивало социалистов, вернее их «богдыхана» Игоря Додона. После бегства Плахотнюка «всепогодный» очухался, перестал вздрагивать по ночам и теперь мечтает о неограниченной власти. К власти, которая приведет его ко второму президентскому сроку. Вся болтовня о необходимости президентской республики, «вертикали власти» и прочая, подчинены одной цели – хочу, чтобы все подчинялись мне и не было никаких политических конкурентов.

Дело пока идет успешно: во главе парламента его человек, Конституционный суд тоже за ним, как и Центр по борьбе с коррупцией, а так же Минобороны. Осталось получить карманного генпрокурора. (Хотя по слухам, просочившихся из высших кругов, генпрокурора он должен был отдать «акумовцам» в обмен на назначение Владимира Цуркана главой Конституционного суда).

И понеслось! Социалисты взвыли словно кот, которому наступили на нежную часть организма добротно подкованным сапогом. Они срочно представили в парламент «маляву» о недоверии правительству. Для чего созвали заседание юридической комиссии парламента. В блоке ACUM сочли, что комиссию созвали в нарушение регламента и участвовать в заседании 9 представителей блока отказались. Зато на это заседание подтянулись, почуявшие запах жареного, демократы.

Охотно ринулись поучаствовать в склоке и зарубежные представительства, имеющие дипломатический статус в Молдове. «Мы настоятельно призываем политических лидеров страны быстро прийти к консенсусу в отношении решения, которое сохранит путь к реформе правосудия и позволит правительству работать над улучшением жизни всех граждан Республики Молдова», – сообщило посольство США. Звучит угрожающе, если вспомнить как янкесы «настоятельно призвали» Плахотнюка покинуть Молдову. И только для того, чтобы надёжно спрятать его у себя, в Америке.

Делегация ЕС в Молдове, посольства Германии, Франции и Великобритании дисциплинированно представили кальки с американского «оригинала», Россия, чтобы не отстать, мягко пожурила, «призвав» «все политические силы» к согласию.

Санду предложила, чтобы законопроект, за который кабинет министров взял на себя ответственность, остался в силе и был направлен в Венецианскую комиссию для экспертизы. Правда, как вещует нам опыт, рекомендательными предложения комиссии в Молдове могут и подтереться, что не раз доказано Плахотнюком.

Демократы в парламенте довольно потирали руки, прикидывая потенциальные дивиденды и недвусмысленно намекая социалистам о том, что для выражения вотума недоверия необходим 51 депутатский голос, так что без них не обойтись. «Умный» Сережа Сырбу впервые за минувшие десять лет вспомнил о Конституции (все это время он считал ее придатком Декларации о независимости) и ее попрании, а вновь названного председателя фракции Демпартии Дмитрия Дьякова потянуло на эротику и он вякнул: что уж «если одна любовь закончилась, должна начаться другая». И ясно намекнул, на то, что многие давно знают – что неплохим правительством был бы кабинет во главе с экономическим советником Додона Ионом Кику. Вроде как и уступка, но не следует забывать, что в советники Додона Ион Кику перебрался из команды Плахотнюка при котором занимал должность министра финансов.

Вместе с тем Дьяков отрицает, что Демпартия ведет переговоры с социалистами, чтобы создать коалицию и назначить новое правительство с министрами от ДПМ. И здесь он не соврал. Потому, что этим уже две недели занимается Додон, который лично звонит и приглашает кандидатов в министры к себе на беседу. Чтобы помнили кто их главный «Пахан».

Подобное напомнило гнуснопрославленные времена АЕИ, когда тоже собирались, торговались и отрицали. Как там говорил «дядя Люда»? «Лишь в конце переговоров мы обсудили все вопросы. До тех пор встречались, пили чай, ели макароны».

И вот настал судный день правительства…

Майя Санду не удержалось от митинговых красивостей: «Я пойду в парламент с высоко поднятой головой, защищать правительство и реформу юстиции!» Ничего, но не так красиво как та пышная фраза, сказанная ею о штормующих в открытом море кораблях, сказанная на 100 дней правительства.

Массовку в этом спектакле составляли сторонники ACUM, собравшиеся возле здания парламента, дабы поддержать премьера.

Слушаний, как таковых, по вотуму недоверия в парламенте не наблюдалось – скорее были говорения. Сразу стало ясно, что социалисты и демократы уже сторговались. Это незримо витало в воздухе. Они дружно отправили в отставку правительство во главе с Майей Санду. За вотум недоверия проголосовали 63 депутата – исключительно социалисты и демократы.

«Сегодняшнее голосование прошло в унисон. Сотрудничество между ДПМ и ПСРМ очевидно», – прокомментировала Майя Санду.

И напоследок она сказала, что рано или поздно ее правительство отправили бы в отставку, отметив, что с момента вступления в коалицию с социалистами знала об этом. Но позвольте спросить: для чего и для кого была затеяна эта коалиция? Сдается, что это надо было, чтобы контроль за миллиардами прошедших через молдавский «Ландрамат» перешел в другую страну.

Наспех сколоченный кабинет министров за пять месяцев никак себя не проявил, только кредитов нахапал. Сидящие в нем министры поняли, что государственное управление – это не хухры-мухры, ему учиться надо. И ответственность нести. А этого представители неправительственных организаций не хотят.

Так что теперь Майя Санду может заняться любимым делом – горлодранием и уличными протестами. Ответственности никакой, зато как старт к президентским выбором вполне комильфо. А потому, Додону все-таки придется вздрагивать по ночам и думать об опасной конкурентке – президентские выборы не за горами.

У депутатов есть три месяца, чтобы назначить новое правительство. Беспредел продолжается, на носу зима, как переживет ее народ Молдовы «народных» избранников не беспокоит. Народа для них в данном пространственно-временном континууме попросту не существует.

Иван Лекарев
comunist.md