Наталья Гаврилица считает, что до сих пор у нас есть огромный человеческий потенциал и специалисты, которые принесут нам мировую известность.

Летом после УПК в школе (кто не знает или не помнит, расшифровывается как учебно-производственный комбинат, где школьников учили рабочим профессиям) я месяц трудился на Тракторном заводе фрезеровщиком. Нас опекали взрослые дядьки, мы видели вереницу готовых к отправке по всему Союзу тракторов, новеньких, блестящих. Гордились тем, что вложили толику труда в то, чтобы эти трактора работали на полях Средней Азии, Нечерноземья, Грузии и Армении… Сегодня, когда проезжаю ненароком мимо бывшего Тракторного, только вздыхаю, какой завод профукали!

И меня только позабавила речь премьера Натальи Гаврилицы, которая приняла участие в торжествах, посвященных Всемирному дню науки во имя мира и развития:

— Несмотря на все трудности момента, мы должны сосредоточить наши усилия на развитии и модернизации в области исследований, а также на поддержке амбиций и инноваций, запущенных учеными в нашей стране. У нас есть огромный человеческий потенциал и специалисты, способные генерировать выдающиеся научные результаты, которые принесут нам мировую известность. 3 месяца назад я пережила неописуемые эмоции, когда приняла участие в запуске на орбиту первого наноспутника, созданного в Республике Молдова. Это доказывает, что нам есть, чем гордиться, и что мы достойны занять почетное место на карте мира!

Будучи юным журналистом я делал интервью с легендарным директором «Мезона» Виктором Никулиным, несколько вечеров мы с ним душевно общались.

— Смотри, — он показал на микроскопический телик. — Это был первый в Союзе телевизор для автомобиля. Но наладить серийное производство не успели…

До слез мне жалко и телевизионного завода «Альфа», на котором я тоже работал одно свое пионерское лето.

— Понимаешь, завод специально обанкротили, — объяснял мне недавно один из его бывших работников. — Навесили какие-то мифические долги, скупили эту огромную территорию по дешевке. Все оборудование распродали, а помещения просто сдают под офисы.

Разговаривал с директором винзавода одного из небольших молдавских городков.

— У нас еще был консервный завод. Мы каждую ночь составами гнали на весь Союз наше вино и консервную продукцию! — ностальгически вздыхал он. — А сегодня мы за месяц отправляем столько же, сколько раньше за одну ночь…

Какие, к чертям собачьим, в Молдове «инновации, огромный человеческий потенциал и специалисты, способные генерировать выдающиеся научные результаты, которые принесут нам мировую известность»?

У нас ликвидируют НПО (неее, не те, а научно-производственные объединения), собираются разогнать Академию наук и научные институты. У нас за последние 10 лет количество студентов сократилось более чем на 40%, количество вузов снизилось с более чем 40 до 24. Недавно правительство во главе с той же Гаврилицей приняло решение об очередной оптимизации вузов. Закрывают школы, лицеи и институты, мозги и молодежь стремглав утекают из страны… И с кем и чем науку поднимать будем?

Да, мы можем занять «почетное» место в мире. Вернее, уже заняли. Молдова один из мировых лидеров (а в Европе так, вообще, первая!) по уровню инфляции. Нам нет равных по росту цен на все. Мы впереди планеты всей по коррупции, исходу населения из страны и наплевательскому отношению властей к нуждам граждан. Свое место мы уже заняли и, судя по всему, никому его еще долго не уступим…

А что касается наноспутника. Это чем-то мне напоминает диалог из фильма «Гостья из будущего».

— Да что у вас в школе, спутников, что ли, не проходят?

— А я из Конотопа.

— Ну и что, разве в Конотопе небо твёрдое?

— Жидкое!

www.kp.md