Планета Земля пока ещё обильна полезными ископаемыми.

Горючие ископаемые — нефть, уголь, сланцы, торф — унаследованы нами от погибших биосфер, которые, умерев, вобрали
в себя и законсервировали солнечную энергию. Их относительное обилие затянуло вплоть до наших дней потребительский подход к этим обильным, но невозобновимым природным ресурсам, которые вот-вот потеряют эпитет «обильный».

Помнится, лет эдак десять тысяч назад произошла неолитическая революция: охотники-собиратели съели всех мамонтов и прочую доступную живность, и численность населения Земли резко упала, а оставшимся людям пришлось изобрести сельское хозяйство. Не исключено, что нечто подобное может ожидать нынешнее население планеты, если пик добычи ресурсов будет пройден неожиданно.

Ведь половина сырой нефти, добытой за всю историю человечества, извлечена из недр за последние 10–15 лет, и нефтедобыча достигнет своего абсолютного пика до конца нынешнего столетия, после чего залежи нефти будут катастрофически истощаться. С этим приходится мириться: никто не желает сажать себя «на диету». Увы, отказ от энергособирательства, от сжигания топлива, которое, в принципе, не ушло далеко от костров первобытного человека, — императив времени.

Кто есть что

В зависимости от видов использования в хозяйстве, природные ресурсы подразделяются на промышленные и сельскохозяйственные. По возможности заменимости ресурсы делятся на заменимые и незаменимые. По источникам происхождения ресурсы бывают биологическими, минеральными и энергетическими. По степени исчерпаемости ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые природные ресурсы, в свою очередь, делятся на невозобновимые и возобновимые.

Невозобновимые — это нефть, газ, уголь; возобновимые — представители растительного и животного мира. Неисчерпаемых ресурсов человечество знает мало, но использует на текущий момент времени еще меньше. В первую очередь к данной категории относят солнечную энергию. Во вторую — ее земные проявления: ветер и приливы.

Они взаимосвязаны с солнечной энергией и иногда ставятся с ней в один ряд, называясь общим понятием «климатические ресурсы». Существуют также водные ресурсы — бесконечные просторы мирового океана, используемые человечеством менее чем на один процент. Энергия земных недр человеком практически не используется, но также отнесена к неисчерпаемым ресурсам, потому что она обладает большим потенциалом.

На пороге

Со второй половины XX века масштабы и темпы добычи минерального сырья (нефти, газа, угля, полезных ископаемых) резко возросли. В то же время значительная часть известных на сегодня запасов минеральных ресурсов залегает в сложных условиях или представлена относительно бедными месторождениями. Их разработка требует гораздо больших, чем раньше, капиталовложений, более совершенной технологии добычи и переработки. Такими же быстрыми темпами растет потребление электроэнергии. Однако основными источниками на сегодня остаются по-прежнему невозобновимые материальные ресурсы: нефть, уголь, газ, торф, уран.

На Земле в принципе энергии много, но в конце концов вся мыслимая энергия обязана своим происхождением либо Солнцу, либо ядерному потенциалу вещества, которое на Земле не бесконечно, даже вода — этот колоссальный ресурс будущей термоядерной энергетики — имеет ограниченный объем.

Тем более не бесконечны другие сырьевые минеральные ресурсы. Сроки жизни запасов основных цветных металлов — меди, олова, цинка, серебра — исчисляются теперь немногими десятилетиями. За их исчерпанием наступит очередь других металлов, железных и урановых руд.

Человечество близко к экологической катастрофе, так как мировые запросы на природные ресурсы превышают на треть от того, что может дать планета Земля.

Возможность войны

Каковы последствия исчерпания ресурсов? Самый главный риск заключается в том, что за оставшиеся ресурсы может начаться война. (Напомню, что, например, борьба за нефть была основной причиной вступления Японии во Вторую мировую войну, а кончилось все атомной бомбой.) Конфликт, например, может возникнуть за природные ресурсы Арктики, о притязаниях на которые заявляют многие государства мира.

Главный риск новой войны состоит в том, что она резко подхлестнет конструкторские разработки опасных вооружений, а также подтолкнет слабые страны к созданию «оружия судного дня» — то есть оружия настолько страшного, что оно может уничтожить весь мир, если хоть кто-нибудь нападет на его обладателя.

Немного позитива напоследок

Ученые считают, что вполне реально обеспечить все энергетические потребности цивилизации за счет ветрогенераторов и солнечных батарей, если бросить все ресурсы индустриальных стран на их производство.

Количества ветроэнергии, доступной для извлечения на континентальном морском шельфе в США, достаточно для обеспечения всех потребностей страны в электроэнергии; большие ветряные фермы, разбросанные на больших площадях, дают стабильный поток мощности независимо от погоды, при этом существуют способы накапливать излишки. И эти технологии уже применяются.

Не менее многообещающие перспективы и у солнечной энергетики. Каждый год объявляется о новых открытиях, которые позволяют удешевить солнечные батареи, и цена их падает. Есть также масса других способов извлечения энергии: геотермальные источники, океанические метангидраты, горючие сланцы, турбины на подводных течениях и в реках и т. д.

Суть проблемы в том, чтобы успеть реализовать эти проекты до того, как разразится энергетический кризис, а для этого нужно точно знать, когда он будет и будет ли вообще, и подать соответствующие ценовые сигналы, которые побудят рискнуть огромными капиталовложениями в отрасль.

Наступит ли «неолитическая революция» в области энергопотребления, т. е. производство энергии, а не ее добыча, — мы пока не знаем. Здесь тоже нужен «неолит» — для производства самого вещества, потребного для многочисленных изделий, без которых немыслима сегодняшняя, и тем более завтрашняя, цивилизация.

Евгений ТАМАНЦЕВ