Стала ли Европа ближе к Молдове после саммита Санду

«Саммит — это мероприятие, где лидеры континента собираются, чтобы обсудить очень важные вопросы.. Это саммит для лидеров. Без населения»… Так президент Майя Санду объяснила на брифинге 5 июня, почему столица была парализована 1-2 июня, в дни саммита  Европейского политического сообщества. Но платят за саммит простые молдаване. Во что обошлась тусовка – неизвестно, хотя цифры обещали обнародовать. Но дела даже не в этом. Что дала встреча народу?

Власти нужен антироссийский саммит. А вот народу неинтересна критика Путина. Ему нужен дешевый газ и доступные продукты, а не телевизионная картинка с копченой сметаной и мамалыгой с трюфелями, которые подавали в Бульбоаке.

По словам госсекретаря госканцелярии Адриана Бэлуцэла, стоимость ремонта дороги до «замка Мими» — 200 миллионов лей. Плюс средства на оборудование для МВД и службы госохраны. Плюс четыре миллиона лей на косметический ремонт поезда, который вез зарубежных журналистов в Бульбоаку и обратно. Плюс расходы на нищенский паек для молдавских полицейских, которые два дня охраняли саммит, стоя на трассе: два яблока, булочка, хлеб, дешевый паштет, бублики и бутылка воды. Это вам не осетрина, щучья икра и винное мороженое, которыми угощали гостей.

Примечательно, что глава фонда Константина Мими Кристина Фролова утверждает, что компания все оплатила из своего кармана. Просто хотели внести свой вклад в имидж страны. За свой счет приглашали поваров из Европы, за свой счет покупали продукты? И все во имя того, чтобы получить дорогу за 200 миллионов?

Объявлено, что в ходе саммита «Молдова получила конкретную поддержку для преодоления энергетического кризиса»: Норвегия пожертвовала около 50 миллионов евро на покупку газа. Но это капля в море. Уже начали закупать более дешевый газ, и скоро это отразится на тарифах, подчеркнула Санду. Подняли тарифы в четыре раза – уменьшают скромно. И еще нам обещают мост Косэуць-Ямполь — но зачем он нужен? Даже соглашение о дешевом роуминге со странами ЕС с 1 января на самом деле не подписано – все оставлено на усмотрение операторов. Но зачем оно, если по мессенджерам давно уже можно говорить и переписываться бесплатно?

Но как вообще можно сравнивать затраты на саммит с его итогами, кипит гневом президентша: «Нехорошо такими вещами спекулировать». Окей, поговорим о европейских перспективах.

Президент Франции Эммануэль Макрон считает, что РМ в ЕС делать нечего. «ЕПС является геополитической лабораторией, и нам нужно продолжать двигаться в этом направлении, — сказал он на встрече в Братиславе. — Ошибкой было бы поддерживать статус-кво и давать надежду Балканам и Молдове… Другой ошибкой было бы приглашать, потому что нам надо интегрировать Балканы и Молдову и просто приветствовать их членство, но ничего дальше не делать — Европа стала бы слабее. Мы должны учитывать специфику этих стран… Наш Евросоюз не был создан для того, чтобы расширяться ad libitum вплоть до своих границ. Он был создан для того, чтобы становиться все более глубоким и более интегрированным».

Австрийский канцлер Карл Нехаммер сказал в Бульбоаке, что Австрия стремится к тому, чтобы «не было ускоренного пути для Украины или Молдовы» в их устремлениях стать членами ЕС,  и добавил, что подходы к расширению «становятся все более прагматичными». Вена не придет к согласию по расширению, пока к Западным Балканам не будет применено такое же отношение, как к Украине и Молдове.

В социальной сети премьер Британии Риши Сунак свое участие в саммите описал так: «Сегодня я встречаюсь с европейскими лидерами в Молдове и ставлю борьбу с нелегальной миграцией на первое место в международной повестке дня. Эта проблема требует сотрудничества, и Великобритания берет на себя ведущую роль». После этого издание Politico.eu сообщило, что Лондон и Кишинев начинают переговоры по соглашению о возвращении мигрантов. Сунак приехал в Бульбоаку с целью выдворить молдаван из Британии? А «диаспора» об этом знает?

Майя Санду не исключает, что будут новые митинги в поддержку евроинтеграции по примеру состоявшегося 21 мая в Кишиневе и обошедшегося почти в 5 миллионов лей из госбюджета. Например, осенью перед местными выборами. И вообще такие мероприятия она считает «праздником». Чем же ее менталитет не совковый?

Источник vedomosti.md