Сталинградец… Слово это дорогого стоит. Для тех, кто знает, для тех, кто помнит.

А родился он в Белоруссии, под Минском, село Скобровка Пуховического района. Есть там небольшой взгорок, именуемый Марьиной Горкой. Кто была эта Марья, даже старожилы сказать не могут. Зато известно другое – школа там была замечательная. С математическим уклоном. Да с таким математическим, что после ее окончания в знаменитую московскую «бауманку» без экзаменов принимали. В ней и учился Володя Войцехович.

С «бауманкой» не сладилось. 22 июня 1941 года диктор Юрий Левитан донес до советских людей горестную весть –война. «Вечером 22 июня у нас должен был быть выпускной вечер, – вспоминал Войцехович, – но он не состоялся поскольку в шесть часов вечера был налет немецкой авиации, и у нас в Пуховичах разбомбили военный городок и нефтебазу. Никакого страха тогда у меня еще не было, я даже с интересом наблюдал, как самолеты сбрасывают над нашей головой бомбы, за что меня отец обматерил, тогда я первый раз в жизни услышал от него такие слова… Военные были в лагерях, поэтому в городке погиб только один человек, зато нефтебаза горела два дня».

В прифронтовой полосе действовало много немецких диверсантов и агентов, и видимо, поэтому райкому партии поручили сформировать истребительный батальон, основной задачей которого была борьба с ними. Войцехович и семеро его одноклассников уже 24 июня оказались в «ястребках».

Потом были бои в составе 132-й стрелковой дивизии на Березине, пылающая Смоленщина, бои под Москвой. А в 42-м году восемнадцатилетний (!) лейтенант Войцехович оказался на северной окраине Сталинграда в должности командира минометного взвода 2-й гвардейской армии. Тяжелейшие уличные бои, снайперы свирепствуют. Войцеховича тяжело контузило.

«Дальше было наступление на Котельниково, Кутейниково, освобождали Новочеркасск. Перед Матвеевым Курганом в боях за село «Совет» меня ранило осколком в левую височную кость, и месяца два я провалялся в полевом госпитале, – рассказывал Владимир Викторович.

Штрафная рота – тоже была. «И вот в 4-м Отделе, изучив мое личное дело, подполковник меня спрашивает: «Учиться хочешь?» Я успел про себя обрадоваться, ну, думаю, сейчас учиться куда-то пошлют. А он продолжает: «Назначаем вас в штрафную роту, после нее, и академий никаких заканчивать не надо». Я опешил, как в штрафную роту, за что? Мне объясняют, что к штрафникам командирами направляют только лучших офицеров, чтобы они не только командовать, но чтобы и воспитывать могли. Но я все равно не соглашался, дошло до того, что уже в случае моего неповиновения мне стали угрожать штрафным батальоном».

Штрафники штрафниками, но видать неплохим офицером был Войцехович, если его включили в сводный полк 2-го Украинского фронта для участия в Параде Победы. Причем хлопотал за него ни кто иной, как знаменитый «дядя Вася» – основатель ВДВ генерал Маргелов.

…Он ушел. Молдавским коммунистам несказанно горько переносить эту потерю. Утешает лишь строчка классика: «Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестаёт…»

Центральный Комитет Партии коммунистов Республики Молдова
29 марта 2021 года