Так что же произошло, и почему фраза «обращение к нации» подняла такую волну тревоги в Молдове.

Какой показательной оказалась история обращения президента Санду к народу. Глава государства решила пафосно объявить свой брифинг, назвав это красиво – «обращение к нации», а напугала всех, даже тех, кто за ПАС всеми руками.

Так что же произошло, и почему фраза «обращение к нации» подняла такую волну тревоги в Молдове?

С чем у вас ассоциируется словосочетание «обращение к нации»? Обычно это событие, которое переворачивает жизнь граждан один раз и навсегда. К нации обращались Черчилль в 40-ые годы, Гитлер с 30-ых начал, Джордж Буш-младший обратился к нации по поводу Ирака, а через два дня США и союзники были уже там во всеоружии.

А в Молдове к нации-то особенно никто никогда не обращался. Пресс-конференцию или брифинг провели – и ладно. У нас не принято народ включать в политическую жизнь, если не идут выборы.

И вот, нате вам – наш президент обращается к нации.

Как только появилась новость о времени этого спича, страна впала в состояние неопределенности. Нас сковал страх перед лицом туманного и бесперспективного будущего.

В соцсети полетели посты с предположениями, о чем будет это самое обращение к народу.

Объявление войны, референдум, униря, всеобщая мобилизация, включая женщин и детей, всемирный потоп, нападение инопланетян, вступление в ЕС, но с обязательным жертвоприношением первенцев…

Версий было много, но ни одной доброй. Все напряглись. Все ждали. Паниковали и обдумывали план «Б». Некоторые собирали чемоданы и были готовы жать на газ в сторону западной границы, как только услышат скорбную весть от верховного главнокомандующего.

Никто не мог представить себе, что у Санду есть для нас хорошие новости. И оказались правы: ничего хорошего она нам не сказала.

Новость, правда, оказалась не настолько «похоронной», как предположил народ, но не светлой и радостной, как ожидала сама президент.

Объявленная европейская сходка на площади Великого народного собрания, предполагалось, будет воспринято с воодушевлением, и народ сразу пойдет записываться на этот «политический пиар-утренник». Но улыбки у народа оказались нервными и натянутыми, больше похожими на инсультные. Все расслабились после напряжения и тревоги.

Обращение к нации в виде приглашения на площадь через месяц с неясной целью? К чему была эта интрига? Зачем так нагнетать?

Похоже, перестарались пиарщики с подогревом аудитории. Захотелось поиграть с народом и целенаправленно воздействовать на «покупателей» этой политической идеи.

А народу остается только продолжать свою обычную жизнь в предлагаемых условиях. Молдавская политика живет в отрыве от реальной жизни обычных людей и «развлекается» как может.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Ирина Иванченко, психолог:

— У людей сложилось устойчивое тревожное состояние. У кого-то больше, у кого-то меньше, но новости и кризисы в стране лишь обостряют страхи.

На самом деле у большинства людей давно сформировались тревожные ожидания от любых контактов с государственными органами. Будь то необходимость получения справки или обращение главы государства к народу – все вызывает беспокойство и волнение, как у бесправного существа перед власть имущими.

То, что не учли неустойчивое эмоциональное состояние людей в кризисное время, можно даже рассматривать как психологическое насилие.

Как жена по телефону говорит мужу: «Нам надо поговорить вечером», и кладет трубку. Муж будет весь день думать об этом, перебирать варианты, в чем мог провиниться. Это тоже самое психологическое насилие.

Народ, и без того сейчас лишён контроля над своим настоящим, определяющим жизнь и социальное положение. Все факторы собраны в руках власть имущих. Не все понимают, что так было всегда, и единственное, что человек должен и может контролировать в своей жизни – это простые бытовые вещи.

Сегодня надо быть готовым к жизни среди хаоса и даже быть способным процветать в условиях неустроенности. А политические решения нам этот хаос еще подкинут.

www.kp.md