17 июля 1903 года состоялся II съезд РСДРП. Он стал важной вехой в истории партии: именно на нём она разделилась на фракции большевиков и меньшевиков.

II съезд РСДРП можно смело назвать учредительным: по важности решаемых вопросов и значению принятых документов, включая Программу и Устав партии.

В работе II съезда РСДРП соблюдалась конспирация. Так, все делегаты, нелегально прибывшие из России, выступали на съезде под псевдонимами: Бауман был Сорокиным, Дмитрий Ульянов числился Герцем, а Крупская именовалась Саблиной. И только в 1904 г. в Женеве при подготовке протоколов II съезда, протокольная комиссия внесла в документы подлинные имена.

Поначалу съезд проходил в Брюсселе в помещении склада, принадлежавшего рабочему кооперативу, в котором хранились тюки с шерстью.

Бельгийская полиция (с подачи царской охранки) начала, как выражаются сегодня, «прессовать» съезд и социал-демократам пришлось перебраться через Ла-Манш в Лондон.

***

На съезде были представлены различные идейные течения, имевшие тогда место в партии. Искровцам принадлежало 33 голоса. Среди них различали «твердых» искровцев во главе с Лениным (24 голоса) и «мягкие», которые шли за Мартовым (9 голосов). Противники «Искры» имели восемь голосов (три – «экономисты» и пять – бундовцы). Остальные десять голосов принадлежали центристским элементам, которых Ленин окрестил «болотом». Ясное дело, что при таком разношёрстном составе на съезде не могли не возникнуть ожесточенные дискуссии по всей повестке дня.

Съезду предстояло решить коренные вопросы организации и деятельности партии.

Ленин, по воспоминаниям современников, очень ждал этого съезда и тщательно готовился к нему. На съезде он боролся за то, чтобы программа и направление «Искры» стали программой и направлением партии. Во всех жарких спорах его неизменно поддерживал Плеханов, причем делал это с присущей ему страстью, порой с сарказмом.

***

Съезд принял важнейший документ – Программу партии. Делегаты единодушно решили взять за ее основу проект, написанный Плехановым и Лениным. Обсуждение программы заняло девять (!) заседаний. Каждый пункт обсуждался и принимался отдельно. Программа, принятая съездом, состояла из двух частей – программы-максимум и программы-минимум.

Программа-минимум предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики. В ней содержались требования: всеобщее, равное и прямое избирательное право, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение сословий и полное равноправие всех граждан независимо от пола, религии и национальности, широкое местное самоуправление, замена постоянного войска всеобщим вооружением народа.

В программу были включены положения о праве наций на самоопределение, праве населения получать образование на родном языке, о введении родного языка наравне с государственным во всех учреждениях (как это актуально для сегодняшней Молдовы!). Программа партии также содержала требования восьмичасового рабочего дня, государственного страхования рабочих на случай старости, полной или частичной потери способности к труду, запрещения сверхурочных работ, отмены косвенных налогов и установления прогрессивного налога на доходы и наследство.

В аграрном вопросе программа в интересах свободного развития классовой борьбы выдвигала отмену выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения крестьянам земель, изъятых у них при отмене крепостного права (так называемые отрезки).

В целом искровская программа была принята с небольшими редакционными поправками всеми делегатами при одном воздержавшемся.

Как вы понимаете, исходя из программы, следовало формировать тактику партии. Тактика тоже обсуждалась на съезде: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, о демонстрациях, о профессиональной борьбе и т. д.

При разработке этих вопросов делегаты съезда исходили из положения: РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против самодержавного строя. Что, собственно, напоминает сегодняшнюю тактику ПКРМ относительно режима ПАС и Майи Санду.

Все делегаты единогласно одобрили резолюцию предложенную Лениным о неприятии террора как метода политической борьбы.

***

В начале съезда Мартов всецело стоял на стороне Ленина и, по оценке последнего, «бился в первых рядах с открытым забралом». Разрыв между ними произошел при обсуждении организационных вопросов. Особенно острые столкновения между «твердыми» и «мягкими» искровцами произошли при обсуждении первого пункта Устава о членстве в партии.

Ленин предложил следующее определение: «Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию, как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Мартов отстаивал другую формулировку: «Членом РСДРП считается всякий, признающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций».

Вопрос о членстве мог показаться неважным. Какая, казалось бы, разница, просто сочувствует человек своей любимой партии или ходит в «комитет» как на работу. На самом же деле, именно от этого вопроса зависело будущее не только партии, но и всей страны. Именно поэтому Мартов и Ленин упорно стояли на своём.

С точки зрения Ленина, в условиях нелегальной деятельности партия должна была строиться на основе строгого централизма, беспрекословного выполнения директив сверху вниз. Многим социал-демократам, ориентировавшимся на западноевропейский тип партии, это казалось неприемлемым.

Ленин же возражал, что подобный подход делает невозможным отграничить «работающих от болтающих» и открывает дорогу в партию ненадежным, элементам.

В этой полемике Плеханов поддержал Ленина, заявив, что рабочим не страшна дисциплина, а побоятся войти в партию «многие интеллигенты, насквозь пропитанные буржуазным индивидуализмом».

На съезде Ленин и Мартов, до того близкие товарищи, стали непримиримыми политическими противниками. По мнению Троцкого, на съезде «Ленин завоевал Плеханова, но ненадежно; одновременно он потерял Мартова и навсегда»

Следует отметить, что слова «большевик» и «меньшевик» сначала употреблялись, как правило, в кавычках. Само разделение делегатов II съезда РСДРП на большевиков и меньшевиков носило вначале условный характер и произошло в рамках единой партии. Для многих делегатов съезда, тех, кто представлял революционное подполье, теоретические разногласия между Лениным и Мартовым были, не столь острыми. Внутренние распри раздирали лишь партийные штабы, в то время как на уровне низовых организаций преобладала солидарность.

***

Так родился большевизм. На вопрос о том, с какого момента он стал самостоятельной политической силой, у Ленина нет однозначного ответа. В одном случае Ленин подчеркивал, что «большевизм вполне сложился, как направление, весной и летом 1905 года», но гораздо позднее, в 1920 г., он заявил, что «большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года»

На II съезде впервые в России зародилась партия нового типа – партия большевиков. Основанная на идеях и организационных принципах ленинской «Искры», большевистская партия явилась самой революционной из всех партий мира, непримиримой к оппортунизму, в корне отличной от существовавших реформистских партий, называвших себя марксистскими.

Со II съезда РСДРП фактически ведет свою историю Коммунистическая партия Советского Союза.

Большевистская партия, в отличие от партий II Интернационала, стала образцом для всех коммунистических и рабочих партий мира. Исключительная заслуга в этом принадлежит Владимиру Ильичу Ленину.

 

Евгений Мариан,

comunist.md

 

 

17 июля 2023 года