Еще совсем недавно мы чествовали 95-летие гениального Иона Друцэ. И вот пришла трагическая весть. Друцэ не стало.

Молдова осиротела. Каждый из нас осиротел.

Да, в последние годы исполненные мудрости слова Друцэ, посвященные Молдове, звучали все реже. Но тем весомее они казались. И всякий раз они неуловимо что-то меняли в нашей с вами жизни.

Но у великих свой отсчет времени. Они не уходят бесследно. После них остается наследие. Ион Друцэ оставил нам столько мудрости, знаний о самих себе, что хватит на многие будущие поколения. А, если мы не хотим потерять себя, то обязательно будем возвращаться к наполненным добром и теплотой к родной молдавской земле, текстам.

Жизнь Иона Пантелеевича, такая, казалось бы, яркая, полная признания, славы живого классика, на самом деле была сложна, терниста. Оболганный, оклеветанный своими, куда менее даровитыми современниками, Друцэ в Молдове, столкнулся с непониманием, цензурными ограничениями.

И тогда он уехал в Москву. И именно там, в столице огромной страны окончательно раскрылся его дар, а он получил заслуженное признание. Его произведения переводили на десятки языков стран мира, его пьесы ставились на самых престижных сценах.

Он все же стал пророком в своем отечестве, намного позже, чем того заслуживал. Даже в ту, богатейшую на выдающихся писателей эпоху, имя Иона Друцэ стояло особняком. Его удивительный универсальный талант позволял поведать на языке, понятном всему человечеству, загадку молдавской души. И именно это поставило его вровень с великими мировыми авторами своего времени.

Ион Друцэ при всей своей огромной любви к Молдове, при всем своем гигантском моральном авторитете, никогда не позволял себя использовать в политических играх. С кем общаться — выбирал сам, безошибочным чутьем определяя, достоин ли визави общения, патриот ли он, любит ли он страну такой же любовью, как и сам Мастер.

Он ни в чем себя не предал — ни чувства Родины, ни любви к людям, ни уважения к родному молдавскому языку. Он не стал вписываться в идеологии так называемых «элит», отказывающих и молдавскому народу, и молдавскому языку в праве на существование. “Молдавский — мать, румынский — дочь» — таким было и осталось его компетентное и неоспоримое мнение.

Еще раз скажу, что горжусь возможностью общаться с таким человеком как Ион Друцэ. Предметом особой гордости для меня является выполненная просьба Мастера — возвести в родных краях писателя, на высоком днестровском берегу «Свечу Благодарения».

Пусть же «Свеча Благодарения» никогда не погаснет, нетленно напоминая нам о великом Ионе Друцэ.

Прощай, гений Земли Молдавской. Твоя жизнь продолжится до тех пор, пока кто-то будет раскрывать написанные тобою книги.

Перед тобою Вечность. Вечность нашей благодарности.

Думаю, молдавский народ никогда не простит нынешним правителям, если Ион Друцэ не вернется на Родину после кончины. Если тело его не обретет покой в воспетой им молдавской земле.

Покойся с миром. Ты заслужил признания. Ты заслужил признания.

Царствие Небесное Мастер. И да простит Вас Бог.

Владимир Воронин

28 сентября 2023 года