Журналист и инфлюенсер Елена Левицкая-Пахомова объясняет депутату ПАС, почему его размышления о прошлом страны не состыкуются с историей.

Петр Фрунзе, депутат парламента от ПАС пылкую речь о румынском и несуществущем, по его мнениею, молдавском языках

«Когда мы говорим «Молдова», мы должны понимать, что в Румынии находится более крупный регион Княжества Молдова. Таким образом, в Сучаве, Яссах, Ботошанах, Пятра Нямце, Бакэу, Васлуе, Фокшанах, Галацах все считают себя говорящими на румынском языке, никто не утверждает, что говорит на «молдавском языке».

Тогда давайте сделаем вывод, все молдаване, живущие на правом берегу Прута говорят, что разговаривают на румынском языке, а часть граждан, живущих на левом берегу Прута считают, что мы умнее наших братьев по ту сторону Прута.

Это просто понять, территория за Прутом не была оккупирована Советским Союзом, поэтому людьми не манипулировали, что они говорят на другом языке. В разных регионах Румынии на румынском языке говорят с разным акцентом, поэтому в Республике Молдова мы говорим на румынском языке с молдавским акцентом».

Все бы хорошо было в этом прекрасном изречении, вот только он не состыкуется с историей, считатет журналист и инфлюенсер Елена Левицкая-Пахомова. Вот ее пост на цитату Петра Фрунзе:

Хоть плачь от их безграмотности. Очередной малоизвестный человек от PAS поразмышлял о «захвате» Российской Империей нашей земли.

Уговорил, ликбез о том, что случилось и что могло бы произойти при ином раскладе:

1. В 1812 году был шанс войти в состав России всему Молдавскому княжеству. Притом, никто мнения жителей не спрашивал, так как решение принимали Россия и Османская империя, под которой находилась Молдавия (а не Молдова, по крайней мере, так она обозначена на картах того времени, а им стоит верить больше, чем большинству из парламента). Из XXI века можно было бы сказать, что Россия сглупила, навесив на наши головы вековые проблемы с правым и левым берегом Прута, тем паче, ходоки с правого были и просили. Но мы с вами не в 1812 году и не дураки от PAS, измеряющие аршин метром.

2. Румыния как государство появилась после 1812 года, так что подвиньтесь со своими параллелями. И так называемая Война за независимость Румынии является составляющей частью Русско-турецкой войны, в которой Румыния выступала на стороне России, чтобы что? Правильно, освободиться от турецкого сюзеренитета.

3. Кстати, появлению Румынии в 1859 сопутствовали сепаратистские настроения в запрутской Молдове. Лидерами «сепаратистов», выступавших против второстепенной роли Ясс в сравнении с Бухарестом был — трампампам! — Ион Крянгэ. В Яссах есть его дом-музей. Поспрашивайте там, если не верите.

4. Конечно, можно рассмотреть вариант остаться тогда Бессарабии, теперь Молдове после 1812 ещё на пару десятилетий под турками и затем стать частью новой Румынии. Но был бы тогда Кишинев городом? Он получил это статус в 1818 году. Тогда же Бельцы. Не было бы тут ни мэрии, ни усадеб, появившихся в XIX веке.

5. Опять же, нынешние турки это не турки начала XIX века. Не верите? Спросите болгар с гагаузами, отчего и почему их предки бежали под крыло Российской Империи.

6. Напомню, на юге в тот момент жили не нантои с шаларами, а ногайцы, те ещё соседи, с которыми адекватные люди не желали связываться. Это уточнение по поводу недавнего заявления Шалару: «Мы дали вам (гагаузам) земли».

Ветеринар-артиллерист, сгоняй в XIX век и поговори для начала с ногайцами.

Дипломатия — это искусство возможного, а не фантазии малограмотных, случайно занесённых в эти кресла депутатов, упивающихся своей властью. Учите историю, мать вашу… Там уже все сделано и весьма неплохо аргументировано.

www.kp.md