Депутаты от президентской партии PAS предлагают дополнить закон о государственной безопасности пунктом, который расценивал бы угрозы в адрес охраняемых лиц, как угрозу государственной безопасности.

Предлагается дополнить часть 2 статьи 4 («Угроза государственной безопасности») данного закона пунктом s), который добавил бы к перечню «особых угроз для государственной безопасности» следующую: «публичные, гибридные угрозы, в том числе посредством социальных сетей, действия, которые могут угрожать жизни, физической целостности, свободе действий, здоровью и безопасности лиц, имеющих право на государственную охрану».

По закону о Службе государственной охране, к лицам, имеющим право на такую охрану, относятся президент, председатель парламента, премьер-министр и члены их семей. Распоряжением президента, которому подчиняется данная служба, госохрана может быть предоставлена другим высокопоставленным чиновникам и членам их семей.

Трудно спорить с тем, что угрозы жизни и безопасности руководителей государства недопустимы. Но с учетом того, что Молдову нельзя назвать правовым демократическим государством с функциональной юстицией, возникает резонный вопрос, а не будут ли подводить под эту статью любую критику в адрес президента, спикера и премьера, пытаясь таким способом запугать и заткнуть рот всем несогласным с той политикой, которую они проводят.

Где заканчивается право на свободу слова и мнений, гарантированное Конституцией, и начинается «угроза здоровью» какой-нибудь условной Санду? Может ли она заявить, что критика в ее адрес, высказанная, допустим, на митинге оппозиции, принесла ей тяжкие психические страдания, а значит, стала угрозой ее здоровью?

Фраза «Санду плохо кончит» — это угроза госбезопасности или оценочное суждение? Практика Европейского суда по правам человека определяет, что планка критики для политиков и государственных руководителей выше, чем для обычных людей. Хочешь заниматься такой деятельностью, будь любезен, терпи критику. А если эти из PAS не захотят следовать Конституции и решениям ЕСПЧ, и начнут возбуждать уголовные дела против всех, кто им не нравится?

Что означает «гибридная угроза с использованием соцсетей»? Если какой-то блоггер где-нибудь в Азии напишет у себя в соцсети «Этот Гросу выглядит реальным дегенератом», это будет угроза госбезопасности? Или, если какой-то условный Карлсон Такер выскажет мнение, что «Речан — свихнувшийся милитарист с радаром вместо мозга», — это будет угрозой?

Депутатам PAS следовало бы дать ответы на подобные вопросы уже в ходе обсуждения данного законопроекта в парламенте. Если, конечно, они вообще способны на такое сложное умственное упражнение. Им, конечно, легче попросить у своей начальницы Санду и себе госохрану, а потом преследовать всех критиков, якобы им угрожающих.

Автор: Дмитрий Чубашенко

www.md.kp.media