Молдавские политики любят фантазировать. Жить в мире иллюзий, которые они сами же и придумывают. Это относится как к власти, так и к оппозиции, но к власти все-таки больше – эти особенно любят пребывать в мире собственных грёз. Сами сочиняют все эти вымыслы, сами в них верят, и заставляют и окружающих верить в их выдумки. Вот лишь некоторые из таких фантазий молдавских политиков.

 

Евроинтеграция

 

Это главный «символ веры» действующей в Молдове власти и большинства оппозиционных партий. Они искренне убеждены в том, что евроинтеграция, как процесс сближения, вплоть до полного слияния, с Европейским Союзом, однажды увенчается принятием Молдовы в ЕС. Президент Майя Санду, а вслед за ней и другие руководители, даже называют конкретный срок, когда это может случиться – 2030 год.

 

Вера в то, что Молдову однажды примут в ЕС, не подкрепляется ни опытом других стран, ни действующими документами и практикой ЕС, ни реальным уровнем развития Молдовы как страны-кандидата в члены ЕС.

 

Свой кандидатский статус Молдова получила в качестве «прицепа» к Украине. Молдову не могут принять в ЕС раньше Украины, а Украину не могут принять до того, как в соседней стране не будет установлен мир, и она не достигнет уровня, который будет соответствовать критериям ЕС для государств, претендующих на членство в этом союзе. Непонятно, в каких границах принимать Украину в ЕС. Если в пределах территории Украинской ССР на 1991 год, то эти границы еще надо восстановить, но в это не верит даже начальник Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли. Если в каких-то других границах, то в каких? Кто, как, когда и по каким критериям прочертит эти границы?

 

Если все-таки в границах 1991 года, часть которых киевскими властями не контролируется, то получится, что часть территории государства ЕС этот ЕС считает своей, а Россия своей. Где тогда будет проходить восточная граница ЕС? Как она будет охраняться? Будут ли ЕС и Россия воевать за эту спорную территорию?

 

Пока на все эти вопросы не будут получены ответы, Украину в ЕС не примут, а пока туда не примут Украину, то не примут и Молдову, у которой, кстати, есть собственная неурегулированная территориальная проблема. Но кроме вопросов по границам, существуют и другие.

 

Молдова совершенно не соответствует критериям социального и экономического развития ЕС. То, что несколько процентов граждан, особенно рьяно выступающих за евроинтеграцию, лично для себя уже достигли уровня благосостояния ЕС, и то, что эти граждане проводят в Молдове гламурные саммиты с участием таких же благополучных еврочиновников, лишь еще больше подчеркивает тот факт, что подавляющее большинство населения Молдовы живет в бедности, а многие и в полной нищете.

 

Ответ властей на этот вызов звучит парадоксально: мы еще не полностью избавились от энергетической зависимости от России, нам нужно потреблять еще меньше российского газа и платить еще больше за газ, закупаемый из альтернативных источников. Казалось бы, для всех очевидно, что экономика не может быть конкурентоспособной, если использует дорогие энергоресурсы, а благосостояние людей никогда не вырастет, если их доходы съедает рост цен и тарифов. Но проевропейцы верят в то, что именно такой курс – правильный.

 

Еврофантазеры стыдливо замалчивают и то, что сам ЕС уже не тот, что был каких-то 20 лет назад. Во-первых, он утрачивает свою репутацию успешной и привлекательной модели социально-экономического развития. Во-вторых, он перестал быть сообществом мира, фактически слившись в общее целое с НАТО и напрямую участвуя в вооруженном конфликте на территории Украины. Отсюда вытекает третья совершенно новая, ранее не существовавшая, во всяком случае, в такой откровенной форме, черта ЕС – его русофобия, когда быть с ЕС означает быть против России. Наконец, четвертая новация, которая привела бы в ужас даже отцов-основателей ЕС, правоверных католиков Робера Шумана, Конрада Аденауэра и других – так называемая «новая этика» Европы (ЛГБТ, однополые браки, смена пола, эвтаназия, ювенальная юстиция и т.п.)

 

Если не жить в мире еврогаллюцинаций, то нельзя не прийти к выводу, что, с одной стороны, Молдова объективно не может быть принята в ЕС, а с другой стороны, сама эта организация уже совсем не та, что была раньше.

 

Мы наблюдаем сюрреалистическую картину: либерально-демократические элиты ЕС, до неузнаваемости, и не в лучшую сторону, меняя характер самого ЕС, заставляют кишиневские власти выступать в роли послушных марионеток, но при этом не дают Молдове никаких реальных шансов на принятие в этот самый ЕС.

 

Впрочем, есть два варианта, при которых Молдова, теоретически, все-таки может туда попасть.

 

Первый: сам ЕС окончательно откажется от своих принципов и законов и начнет принимать в свои ряды всех желающих «с улицы», без всяких условий, безотносительно к тому, соответствуют ли они ранее существовавшим критериям членства или нет. Эти критерии просто отменят, потому что кому-то очень захочется расширить территорию ЕС чисто по геополитическим соображениям, которые не имеют ничего общего с тем, что ранее считалось важным для самого ЕС.

 

Второй: объединение с Румынией. Это автоматически сделает Молдову (или то, что от нее останется) частью другого государства, которое уже входит и в ЕС, и в НАТО. Но ответа на вопрос, кто, как и когда может это сделать, тоже нет.

 

Если проевропейские власти Молдовы намерены привести ее в ЕС через заднюю дверь, с помощью каких-то незаконных махинаций и сомнительных манипуляций, они должны честно сказать об этом людям. Но они это не говорят, и продолжают лгать.

 

Демократия, правовое государство

 

Другая фантазия действующей кишиневской власти – она якобы строит демократию и правовое государство.

 

Эта выдумка опровергается бесконечным и незаконным продлением чрезвычайного положения, выстраиванием режима личной власти, попранием Конституции, преследованием оппозиции, подавлением свободы слова, расширением полномочий силовых структур, милитаризацией, все большим фактическим управлением ключевыми государственными учреждениями со стороны иностранцев.

 

Реформа юстиции

 

В собрании сказок, которые любят рассказывать президент, депутаты, министры и провластные активисты, реформа юстиция прочно занимает второе место после евроинтеграции. Все в Молдове плохо, говорят они, из-за плохих судей и прокуроров, и если прогнившую систему юстиции почистить, то все станет гораздо лучше.

 

«Очищение» системы начали с незаконного отстранения от должности генерального прокурора Александра Стоянгло.

 

Затем на место главы Антикоррупционной прокуратуры привезли из США «честного американского прокурора» Веронику Драгалин.

 

Потом под руководством иностранцев запустили комиссию по преветтингу (предварительной оценке) кандидатов в кандидаты в члены Высшего совета прокуроров, Высшего совета магистратуры и судебных инстанций.

 

Но время идет, а ни «временное руководство» генеральной прокуратуры, ни «румыноамериканка» из антикоррупционной прокуратуры не могут похвастаться ни одним сколько-нибудь резонансным уголовным делом, увенчавшимся окончательным судебным решением и посадкой в тюрьму хоть какой-то даже не «акулы», а «щуки» молдавской коррупции.

 

Исполнительная власть находится в состоянии войны с судейской корпорацией. Почти все члены Высшей судебной палаты подали в отставку, в результате чего фактически парализована вся система правосудия. Администрация президента, правительство и депутаты парламента намереваются сами «выбирать» членов ВСП и ВСМ, самостоятельно назначать и проводить собрания судей. Судя по всему, их идеал – это сталинские «тройки», с помощью которых они будут расправляться со всеми, кто с ними не согласен, или кто просто им не нравится.

 

Не добившись результата ни по одному из пунктов реформы юстиции, власти анонсировали следующий шаг – создание Антикоррупционного суда. У попа была собака…

 

В итоге, мы наблюдаем полный слом системы юстиции при абсолютном игнорировании Конституции и других законов.

 

Приднестровье

 

Еще одна небылица, в которую верит эта власть, – она якобы занимается приднестровским урегулированием.

 

Международный переговорный формат «5+2» разрушен, вокруг Приднестровья нагнетается милитаристская истерия, сообщается о непрекращающихся провокациях и даже попытках террористических актов. Неизвестно, когда и как завершится вооруженный конфликт на Украине, который напрямую влияет на ситуацию вокруг Приднестровья.

 

А кишиневские сказочники заявляют, что они решают приднестровский вопрос. Придумали даже специальный термин для этого – «позитивная стагнация». Кого они хотят обмануть?

 

Фантазии оппозиции

 

Справедливости ради, надо признать, что и молдавская оппозиция любит пофантазировать.

 

Одна часть оппозиции верит в то, что сама идея евроинтеграции хорошая и правильная, но это плохая власть неправильно претворяет ее в жизнь. Наивная иллюзия. Эта власть пользуется полной поддержкой Вашингтона, Брюсселя, Бухареста, и все, что она делает, одобряется и поддерживается ее западными «партнерами по развитию». Плакаться этим партнерам на перегибы их кишиневских протеже – это все равно, что писать жалобы в администрацию тюрьмы на ее надзирателей. Или выступать в роли чеховского Ваньки Жукова, который писал письма «на деревню дедушке» с жалобами на самодурство помещиков.

 

Другая, непроевропейская, часть молдавской оппозиции придумала свою хотелку – потребовать от государства и его внешних спонсоров оплатить все счета за все коммунальные услуги всего населения за весь осенне-зимний период. Понятно, что это популистский троллинг власти, но многие люди верят в этот обман, а оппозиция не стесняется заниматься циничными подтасовками.

 

Еще некоторые оппозиционеры верят в то, что все люди доброй воли, независимо от их мировоззрения и политических предпочтений – евроинтеграторы и евроскептики, русофобы и русофилы, государственники и унионисты, православные и либералы – должны объединиться для борьбы с плохими людьми во власти, которые лицемерно называют себя хорошими людьми, чтобы общими усилиями преодолеть плохие времена, которые власть предержащие также по-иезуитски называют хорошими временами.

 

Так и носятся каждый со своими фантазиями, иллюзиями и фантомами, да еще и называют все это политикой. Это какой-то сумасшедший дом, а не политика.

 

 

 

Дмитрий Чубашенко

Источник: traditia.md