На этой неделе экс-премьер, председатель партии развития и объединения Ион Кику сообщил о задержках по выплате зарплаты сотрудникам органов местной власти за октябрь т.г., а в некоторых населенных пунктах и за сентябрь.

Даже с учетом выборного контекста этого высказывания экс-премьера, вопросы и проблемы с исполнением бюджета дают немало поводов для разговора на эту тему, передает logos.press.md

— Причина задержек — в тех 1300 леях, на которые были повышены с начала этого года зарплаты бюджетникам, — считает Кику. — Правительство утвердило рост вознаграждений для представителей местных администраций без обеспечения трансфертов из бюджета, призвав их найти на эти цели собственные средства. Летом местным властям, которым их не хватило, разрешили покрыть недостающие суммы за счет денег Дорожного фонда, но и они у многих закончились.

Экс-премьер предполагает, что возможна еще одна корректировка бюджета, а для этого опять придется увеличивать дефицит. «Средств в бюджете не хватает — кредитно-грантовая часть доходов снизилась, налоговая в конечном итоге – тоже. А некоторые показатели невозможно пересмотреть, необходимо исполнять социальные обязательства. Поэтому понятно, что деньги будут одалживать на внутреннем рынке, потому что внешние средства до конца года получить будет сложно, — продолжает он. — Гранты организовать вряд ли получится, для их привлечения не хватит времени – процедура продолжительная. Поступят ли до конца года кредитные средства – неизвестно. Скорее всего, властям придется опираться на внутренние резервы и кредитоваться у банков. Зная, что в бюджете такой дефицит, банки будут требовать большего. В 2020 г. нас за это критиковали, хотя мы размещали ценные бумаги под 3,42%, а сегодня, и в особенности в прошлом году, цифры в разы выше».

В минфине эту проблему не отрицают и ищут пути ее разрешения. По словам госсекретаря минфина Владимира Аракелова, по остальным социальным выплатам государство свои обязательства исполняет без задержек. Между тем, цифры говорят о новых бюджетных антирекордах. В частности, о том, что внутренний долг государства на конец октября 2023 г. достиг 39 млрд 194,92 млн леев, увеличившись с начала года на 13,6%. А в сентябре он был выше на 1,6% — 39 млрд 823,97 млн леев.

Как сообщают в минфине, рост внутреннего госдолга произошел, в основном, за счет увеличения выпуска ГЦБ на первичном рынке. За этот период задолженность по ним составила 25 млрд 309,9 млн леев — на 5 млрд 120,6 млн леев или 25,4% больше, чем за аналогичный в прошлом году. А это 64,6% от общего объема внутреннего госдолга. В январе-октябре 2023 г. процентная ставка по ГЦБ, проданным на аукционах, составила 9,16%. Она, правда, меньше на 7,78 п.п. в сравнении с тем же периодом 2022 г.

С другой стороны, за этот период зафиксирован еще один антирекорд — Таможенная служба не выполнила план по доходам почти на четверть от запланированной суммы. Динамика поступлений зимой и летом варьировалась, но в целом за 10 месяцев 2023 г. поступления составили 28,5 млрд леев или 77,9% от плана. Хотя по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. они выросли почти на 1 млрд леев или 3,6%. Более 67% поступлений пришлось на НДС, акцизы составили около 25%. НДС на импорт сократился на 2,5% в сравнении с 10 мес. 2022 г., а акцизов собрано, наоборот, на 23,7% больше, чем за десять месяцев прошлого года.

При этом и объем внешнего финансирования бюджета Молдовы, в соответствии с поправками в Закон о госбюджете на 2023 г., сократится — на 3 млрд 583,5 млн леев или 16,4%, в сравнении с запланированным показателем и составит 18 млрд 245,9 млн леев. Внешние кредиты на поддержку бюджета снизятся на 813,9 млн леев или 6,5% и составят 11 млрд 734,1 млн леев, а кредиты для внедрения проектов, финансируемых из внешних источников, — на 2 млрд 769,6 млн леев или 29,8% — до 6 млрд 511,8 млн леев.

Как объясняют в минфине, сократились кредиты на поддержку бюджета в результате их переоценки по обновленному курсу. Аналогично снизились и поступления грантов в сравнении с запланированными показателями — на 130,8 млн леев или 1,9% — до 6 млрд 853,8 млн леев. Согласно принятым парламентом поправкам, гранты на поддержку бюджета увеличатся на 230,8 млн леев, а гранты на проекты, финансируемые из внешних источников, сократятся на 361,6 млн леев.

В правительстве снижение таможенных поступлений объясняют очередями на таможне по причине смены логистики из-за войны в Украине. Это усложнило ее деятельность. Сказывается и загруженность из-за транзита украинской продукции. «Долг, и внутренний, и внешний растет, потому что нет запланированных доходов от таможни, — говорит Ион Кику. — Если комментировать сборы ТС на 6 ноября т.г., то они выросли в сравнении с прошлым годом всего на 3%, учитывая инфляцию. Объяснять все очередями на таможне недостаточно. Есть еще проблемы при планировании бюджета. Изначально закладывались неточные цифры в бюджете, теперь мы пожинаем плоды. Все эти факторы вместе дали негативный результат. В летние месяцы таможня собирала меньше налогов, чем в прошлом году, при том, что расходы в этом году намного выше. В результате и бюджетный дефицит выше, чем за весь 2020 г., когда была пандемия».

point.md