Буквально в сентябре, во время пробежки вокруг Комсомольского озера в Кишинёве, я встретил нашего Солдата Победы — серба Сировина Марко Саво..
Быстрая ходьба вокруг озера (3 км) — это обязательная дисциплина для нашего Героя!!!

В новогдние праздники он с большим радушием встретил наших волонтёров..

Дай Бог здоровья и Долголетия Солдату Победы!

Молдавия
Кишинёв

Солдат Победы Сировина Марко Саво!

Саво Сировина — представитель старшего, мудрого и честного поколения, человек необычной судьбы…Жизнь уготовила ему множество испытаний, и он их прошёл с честью.

От рядового до командира

Родился Мирко Саво в далеком 1925 году в Югославии, в небольшом горном селе Городаши. Детство было нелегким, приходилось много работать, а в школу Мирко ходил за 9 километров. Но при всей бедности и невзгодах в большой семье из 16 человек жили ладно, друг к другу относились с уважением.

Мирко было 16 лет, когда пришла война, точнее, она ворвалась взрывами, кровью и смертью в размеренный крестьянский быт. Вкус боли, рождаемой войной, испробовали почти все мужчины семьи Мирко. Многие погибли…

В сентябре 1942 года, в 17-летнем возрасте, Мирко Саво вступил в партизанский отряд. Хотя сам он считает, что партизаны были только в начале войны, а вообще, врагу в тылу противостояла Народно-освободительная армия Югославии, в состав которой к концу войны входило пять армий, каждая из которых состояла из 5–6 корпусов, а в каждом корпусе — по 5–6 дивизий.

Мирко судьба оберегала, он остался жив, хотя никогда не прятался от пуль, был отчаянным и смелым. В атаку ходил без страха, но все время учился воевать. Любимое оружие — пулемет и гранаты. Стрелять так стрелять… За полтора года он прошел путь от рядового до командира роты. Но получил свои отметины войны — два ранения и глубокую душевную вмятину в сердце…

До 1944 года в Югославии никого не награждали, но как только в его бригаду поступили 4 медали «За храбрость», одну из них вручили Мирко Саво, потом последовали ордена «За храбрость» и «За заслуги перед народом».

Верящий в мощь Союза

По окончании войны Мирко Саво Сировина вошел в число счастливчиков, которых после жесткого отбора направили на учебу в Союз. Сначала югославы учились в Оренбурге, потом их перевели в более привычные климатические условия — в Одесскую область. Все шло хорошо, однако в 1948 году в отношениях СССР и Югославии произошел разрыв. Курсанты сильно переживали, а когда им предложили остаться в Союзе, из 200 осталось 48, среди них и Марко Сировина, верящий в мощь Советского Союза.

Позже он окончил военную академию им. Фрунзе. Началась мирная военная служба. Вместе с супругой-одесситкой колесил по Союзу, сменил много казенных и более 20 частных квартир. Только жены офицеров способны на подобные подвиги. С супругой Аллой Ильиничной в мире и согласии прожили 63 года.

Часто вспоминает Мирко Саво первое испытание атомного оружия с войсками в 1954 году в Оренбургской области. Несколько лет назад он прочитал в газете «Известия» о том, как безобразно относились к людям, которые участвовали в тех учениях, что, мол, в живых никого не осталось. Борца за справедливость Сировину очень возмутила эта публикация, он послал в газету опровержение, но оно так и не было опубликовано.

Вирус ненависти

Уйдя в отставку в 1974 году, Мирко Саво устроился на работу в Министерство мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Да, было в Молдове такое министерство, которое курировало работу около десятка мебельных фабрик, и мебель, кстати, делали неплохую. Но в министерском кабинете бывалому офицеру было тесно. Он проработал три года и, как его ни уговаривали остаться, ушел на преподавательскую работу в Сельскохозяйственный институт, где преподавал гражданскую оборону.

Распад Союза ветеран Сировина пережил очень тяжело. Несправедливым это все казалось, неправильным.

Но даже в тот период Мирко Саво не переставал бороться за справедливость, за равноправие людей. Он вошел в руководство интернационального движения Молдовы, ратовал за проведение референдума за сохранение СССР и входил в республиканскую комиссию по проведению референдума. Вспоминает, как противостоял этому движению Народный фронт, разъяренные, агрессивно настроенные националисты блокировали и крушили избирательные участки, прибегали к физической расправе над лидерами интердвижения.

Досталось и коммунисту Сировине. В то время он еще преподавал в Сельскохозяйственном институте. На его глазах друзья-коллеги превращались в ярых врагов. Люди с необычайной скоростью заражались вирусом ненависти, началась эпидемия, менявшая людей до неузнаваемости, убивавшая в них добрые чувства. У национализма разные лица, в то время национализм предстал не в лучшем своем облике. И Сировина, серб по национальности, рожденный в стране, где учились сосуществовать люди разных этносов и религий, не мог понять и принять происходящее. Зерно раздора можно посеять в любом обществе…

«В то время я спросил у своего хорошего знакомого, коллеги по институту: куда вы меня денете? Он мне ответил, чтобы я катился, куда глаза глядят, — вспоминает ветеран. — Агрессивный национализм есть не что иное, как фашизм».

В 1992 году Мирко Саво вынужден был уйти с преподавательской работы и устроился начальником охраны в частной структуре.

Щедрые воспоминания

В Коммунистическую партию Югославии Мирко Сировина вступил во время войны, в 1944 году. Несмотря на юный возраст, Мирко понимал, что самостоятельно Югославия не сможет противостоять фашизму. Взгляды партизан были устремлены в сторону СССР, а Коммунистическая партия казалась той объединяющей силой, благодаря которой можно одолеть любого врага, партия придавала силы и уверенности. Вспоминал парнишка и слова отца, который поучал: «Учти, что без России мы никогда не сможем быть свободными».

За всю службу и трудовую деятельность у Мирко Саво не было ни одного замечания. На всех постах и должностях он всегда отличался повышенным чувством ответственности.
Всевышний наградил Мирко Саво светлым умом и хорошей памятью. Он как очевидец может рассказать многое о событиях разных времен, и он щедро делится своими воспоминаниями. Оценивая свою жизнь, ветеран признается себе, что, несмотря на все трудности, да, жил правильно. И где бы он ни жил — в Молдове, на Украине или в России — был счастлив…

Источник: facebook.com/ НАША РОДИНА — МОЛДОВА! /PATRIA MEA E MOLDOVA