Республика Молдова находится в разгаре предвыборной кампании по выборам президента, и борьба за президентское кресло обещает быть жесткой. В гонке участвуют восемь кандидатов, обещающие гражданам Молдовы лучшую жизнь. В интервью Deschide.MD экс-президент Владимир Воронин комментирует предвыборную кампанию. Что он думает об Игоре Додоне, о закулисных играх и избирательной кампании в целом, читайте в интервью ниже: «Шор пытается через Додона добиться отмены запрета на въезд в Россию», «Додон понимает, что если не выиграет выборы – его ждет тюрьма», « Если 1 ноября возникнет аналогичная ситуация как в Киргизии и Беларуси, я намерен присоединиться и возглавить эти протесты».

Deschide.MD: Господин Президент, власти приняли решение о проведении президентских выборов 1 ноября 2020 года. И в этих выборах, как и четыре года назад Партия коммунистов не участвовала и призвала граждан бойкотировать выборы. Скажите, пожалуйста, почему вы обращаетесь к избирателям с таким предложением?

Владимир Воронин: Мы остались на позициях 2016 года, когда четыре члена Конституционного суда грубо нарушили Конституцию и внесли поправки в решение парламента 2000-го года, когда Молдова стала парламентской республикой. В течение 16 лет действовала эта норма, за которую проголосовали более 90 депутатов из 101, она действовала в соответствии с Конституцией, после чего в нее были внесены изменения. В 2016 году наша партия в знак протеста против внесения изменений в Конституцию не участвовала в выборах и не выдвинула кандидата. Сегодня ничего не изменилось. У этого [Игоря] Додона, избранного неконституционно и служившего без Конституции, было четыре года, чтобы исправить ситуацию. В частности, он мог объявить всенародный референдум о внесении поправок в Конституцию. Если народ хочет напрямую избрать президента, нет проблем — мы идем и поддерживаем решение народа. В то же время он мог бы прийти в парламент с предложением к депутатам внести поправки в Конституцию 2/3 голосов. Он ничего не сделал.

Теперь он, этот Додон, а также другие более мелкие «додоны», так называемые кандидаты в президенты, намеренно идут на нарушение Конституции. Не представляю, как этот человек, который будет избран, присягнет, положив руку на Конституцию,говоря о том, что он будет уважать законы страны, Высший закон, ведь он понимает, что с самого начала нарушает его. Зачем врать людям?

Поэтому мы не участвуем в этих выборах. Мы призываем всех избирателей страны бойкотировать выборы. Вся страна должна встать и сказать «нет» этому беззаконию. Сколько еще можно идти по неконституционному пути? Отсюда подпитывается вся коррупция. Если кому-то нужен закон, то фракции понимают друг друга и голосуют за него. Если бизнесмену нужно изменение закона, он платит деньги, и за изменение голосуют. Таким образом, государство никогда не начнет развиваться в нормальном направлении. С одной стороны, мы говорим о верховенстве закона, об интеграции в ЕС, о многом другом, но все делается с точностью до наоборот. Поэтому мы не участвуем в этих выборах.

Deschide.MD: Мы видели, в том числе в пресс-релизах ПКРМ, что некоторые политические деятели пытаются привлечь Партию коммунистов к этим выборам.

Владимир Воронин: Да, некоторые конкуренты пытаются привлечь к своей кампании членов ПКРМ. Попытался Усатый и пообещал некоторым членам партии денежное вознаграждение, пытается также партия «ШОР». Эта красавица Иванов, недавно сказал, что он очень хорошо знает проблемы ПКРМ, что она в политике более 20 лет, она знает все, и обращается к нашим сторонникам, а также PRO MOLDOVA и ДПМ, предлагая объединить усилия и проголосовать за эту предательницу, которая за три года сменила три партии.

В сентябре у нее был день рождения, и Шор из украденного миллиарда подарил ей новенький «Мерседес». Я слышал, что она рассказывала об этом на днях в какой-то программе. Не дай бог. Она примитивна, понятия не имеет, о чем говорит. Она говорит, что зимой будем собирать снег, чтобы летом было чем поливать землю, что у нас будут консервные заводы в каждом городе, что правительству придется закупать всю сельскохозяйственную продукцию до начала нового сельскохозяйственного года. Это уже шизофрения. Это болезнь. Я думаю, что и это ей кто-то пишет, потому что она не может написать ни слова.

Deschide.MD: Однако, хотя четыре года назад вы тоже призывали к бойкоту, выборов, тем не менее, в них приняли участие более 1,5 миллиона граждан. Как вы думаете, на этот раз вам удастся убедить избирателей не ходить на избирательные участки?

Владимир Воронин: Постараемся. Думаю, пора людям понять, что происходит на этих выборах. Те 200-300 леев, которые они получают от этих кандидатов в качестве взятки, — это издевательство. В стране застой. У нас экономический кризис, социальный кризис, кризис пандемии. Все это должно заставить людей понять, что их судьба только в их руках.

В то же время давайте вспомним 2019 год, тогда был правительственный кризис, связанным с Плахотнюком. Тогда впервые Конституционный суд принял решение пересмотреть предыдущие решения. Почему Конституционный суд сейчас втягивает государство в такие расходы? Почему бы не принять решение об отмене решения КС 2016 года? Мы можем им помочь и рассказать, какие статьи Конституции были нарушены. Если Додон ничего не сделал и ему нравится быть неконституционным президентом, то Конституционный суд должен действовать.

Deschide.MD: Двое из нынешних конкурентов — ваши бывшие ученики. Я сейчас говорю об Игоре Додоне и Виолетте Иванов. Как бы вы оценили их участие в этих выборах? Заявления, данные избирателям обещания?

Владимир Воронин: Они не мои ученики. Я не учил их предавать. Я не учил их продаваться. Я не просил их ни о чем необычном. Я просто попросил работать честно и соблюдать законы. К сожалению, я видел, что для них важен только личный интерес. Сегодня в Республике Молдова политика — это бизнес. У нас нет настоящей молдавской политики по концепциям, стандартам, партийным программам. Сегодня у нас есть политическая коррупция, у нас есть политическая мафия. Вот почему их сегодня носит из стороны в сторону. Эта Иванов. Я был у власти — она была с нами. Пришли демократы — она ​​к ним пошла. Затем Плахотнюк продал её Шору. Эту Иванов на пост президента предлагает Плахотнюк, а не Шор. Илан Шор выполняет указание Плахотнюка. Теперь они хотят набрать больше голосов с Иванов, чтобы во втором туре они могли продать их Додону в обмен на возвращение Шора домой. Вот что они делают! Это не политика. Граждане используются как инструменты.

Deschide.MD: Кстати, о сотрудничестве Додона и Шора. На днях все мы видели, что с депутатов партии «ШОР» Марина Таубер и Регина Апостолова сняли уголовного преследования по делу о «хищении миллиарда». В то же время в публичном пространстве циркулирует информация о «сотрудничестве» между этими сторонами. Как вы думаете, действия в отношении этих двух депутатов будут подтверждением того, что обе стороны пожали руки? Наблюдаем ли мы неформальный союз между Шором и Додоном, чтобы выиграть второй мандат?

Владимир Воронин: Да. Более того, Шор пытается через Додона добиться снятия запрета на въезд в Россию. Они регулярно общаются. Посмотрите, сколько раз Апелляционная палата пыталась, но не может довести до конца дело Шора. Все магистраты уже стали миллионерами. Сначала миллионерами стали судьи Кишиневской апелляционной палаты, затем Каушан, теперь Кагула. Дальше мы будем наблюдать, как дело передают в другой суд, и так без конца. Судья из Кагула на слушании объявляет день следующего слушания, и на следующий день он уходит в отпуск. На одно заседание не приходит прокурор, на следующее не приходит адвокат, затем начинаются проблемы со здоровьем у судьи. И так уже несколько лет.

Помните, что до начала этой кампании все говорили, что у президента республики нет никаких полномочий. Тот же Додон плакал, а теперь он больше всех вовлечен в кампанию. Додон понимает, что если он не выиграет выборы, то окажется в камере, в которой находился Филат. У них, для всех «горит». У Шора горят его проблемы. У Додона свои цели. И все они связаны друг с другом.

Deschide.MD: Если продолжать говорить о выборах. Я видел, что вы прокомментировали инцидент с похищением граждан Республики Молдова неконституционными силами с левого берега Днестра. Как вы думаете, это была направленная акция, чтобы представить Додона как спасителя нации?

Владимир Воронин: Да, именно так. Спаситель нации. Он вмешался — и двух ребят отпустили. Интересно, спрашивал ли кто-нибудь этих двоих из Приднестровья, что они думают о случившемся? Я был министром внутренних дел, правда в советское время, но знаю, как работает полиция. Скажите, какие секреты могут быть у участкового инспектора? Он имеет дело с теми, кто пьет тулбурел или ворует велосипед. Как можно арестовать участкового инспектора и обвинить его в шпионаже?

Deschide.MD: В последнее время все чаще раздаются голоса о возможных протестах после президентских выборов. Как вы думаете, может ли случиться такой сценарий?

Владимир Воронин: Я смотрю на действия властей, и они делают что-то ужасное. Если после 1 ноября будет проблема схожая с Киргизией и Беларусью, я не удивлюсь. Более того, я по-прежнему намерен присоединиться к этим протестам и быть в первых рядах. Сколько можно терпеть и смотреть на этого осла? Как они издеваются над гражданами. У меня есть моральное право высказываться по этим темам. За время своего пребывания на посту президента я не имел дела с миллиардами или прочей ерундой. Работали по 18 часов в сутки, без выходных. Я подверг угрозе свое здоровье. И что теперь, я должен смотреть на всех этих злодеев, делающих то, что они делают? У нас должна быть гражданская позиция. Неважно, вы коммунист или не коммунист. Партийная принадлежность не имеет значения. Мы должны спасти страну.

Они воруют деньги и открывают счета в оффшорах. Должен произойти бунт, революция. С этими бандитами нужно что-то делать. Соответственно, со всей этой чепухой типа Виолетты Иванов и другими кандидатами мы далеко не уедем. Мы просто хороним Молдову. Никакой европейской интеграции, ничего.

Deschide.MD: По поводу обещаний кандидатов. Мы видим, что в предвыборные программы включено несколько социальных инициатив — ремонт дорог, уличное освещение, повышение зарплат и пенсий. Реализует ли такие проекты президент? Или мы являемся свидетелями простой пиар-акции?

Владимир Воронин: Они вводят людей в заблуждение, они водят людей за нос. У президента таких полномочий нет. Додон сказал, что выделит 300 миллионов леев на строительство канализационных систем в селах. Он не имеет к этому никакого отношения. Бюджет формируется Правительством и утверждается Парламентом. Президент просто промульгирует. Он не имеет права поменять ни одной цифры, ни одной буквы в тексте. Эти выборы похожи на свадьбу. Вы будете говорить невесте, что будете её бить? Или что будете приходить домой пьяным? Конечно нет. Вы скажете, что будете вести себя хорошо, что будете любить ее всю жизнь. Так что эти выборы — это свадьба. Мы будем наблюдать кто больше врет, кто больше обещает, кто кого проведет за нос.

Смотрю встречи с избирателями. Они находят в селе около 5 человек, ставят их по углам, и они кричат: «Да, мы вас поддерживаем», «Вы много сделали», «Большое спасибо Президенту Додону». За четыре года он был в отпуске около 18 раз, но не решил ни один вопрос. Посмотрите на обещания, которые он дал четыре года назад! Он ничего не добился — ноль.

По поводу других кандидатов. Я имею в виду, что внимательно слежу за политическими событиями, но не люблю скандалы. Буквально на днях сначала в программе выступил Андрей Нэстасе, а затем Майя Санду. Этот конфликт между ними нехороший. Конфликт между ними повышает шансы Додона. Разве они не могут заткнуть рот если не маской, то скотчем хотя бы во время выборов? Я не согласен с такими действиями. Они были партнерами, но сейчас спорят, кого сильнее поддерживает «Сорос» или другие.

Deschide.MD: На этих выборах у нас будет открыто несколько избирательных участков за рубежом. По сравнению с предыдущими выборами в некоторых случаях ситуация совсем иная. Например, Россия. Как вы думаете, почему произошли такие изменения?

Владимир Воронин: Очень много вопросов по поводу избирательных участков за рубежом. Взять, к примеру, выборы в Государстве Израиль, где находится этот Шор. В голосовании участвуют только граждане, находящиеся на территории страны. Избирательные участки за рубежом не открываются. Но в нашей стране к голосованию призывают наших молдаван, которые покинули страну на долгие годы. Что они знают, находясь за границей? Заодно посмотрите, сколько избирательных участков открывают в России. Кто будет контролировать, как проходит голосование в Сибири? Посол Негруца? Он делает все, что говорит ему Додон, чтобы остаться в Москве подольше.

Не будем забывать, что эти выборы также представляет опасность для здоровья людей. Ладно, избиратель получит маску, ручку, а штамп? Будут ли они давать каждому избирателю печать для голосования в бюллетене? Мужчина придет на избирательные участки, возьмет маску, затем приложит руку к лицу, а затем пойдет домой, ждать, кто придет — доктора или эта с косой.

Deschide.MD: В избирательных органах уточнили, что периодически, в течение дня, место, где находится избирательный участок, будет дезинфицироваться.

Владимир Воронин: Это разные вещи сказать и сделать. Язык без костей.

Deschide.MD: Владимир Николаевич, давайте немного поговорим о других темах. Срок полномочий нынешнего руководства ПКРМ истекает в ближайшее время. Мы понимаем, что за этим последуют Съезд и выборы руководящих органов. Вы уже задумывались над этой темой? Как вы собираетесь организовать такое мероприятие с учетом нынешней ситуации с пандемией?

Владимир Воронин: Да, у нас есть такая проблема. Мы запланировали организацию Съезда на 7 ноября. Райкомы уже выдвинули более 600 делегатов. Вместе с гостями это около 800 человек. По санитарным нормам я не знаю, как разместить такое количество людей. Несколько недель назад мы обратились в Министерство юстиции, чтобы узнать, как поступить. Может, министерство позволит нам продлить мандат нынешнего руководства до прояснения ситуации. Я не могу поступать с людьми так, как Додон на встречах с избирателями.

Мы готовы к Съезду, только эта пандемия сдерживает нас. В Республике Молдова нет такого помещения, куда могло бы прийти 800 человек, соблюдающих все санитарные нормы.

Кстати, о «социальной дистанции». Это неправильное определение. Социальная дистанция между миллиардером Шором и другими бедными гражданами страны. Это социальная дистанция. А то, о чем говорят власти, — это санитарная дистанция.

Deschide.MD: Владимир Николаевич, последний вопрос. Если выборы будут признаны действительными и у нас будет человек в должности президента. Какой совет вы ему дали бы?

Владимир Воронин: Восстановить конституционные нормы относительно порядка избрания президента, после чего уйти в отставку и быть переизбранным президентом, но уже в соответствии с Конституцией. Либо будет избираться народом, либо парламентом. Оптимальный вариант для Республики Молдова — парламентская республика. Давайте изберём президента в парламенте, и не будем устраивать эти свадьбы, с обещаниями, ложью, издевательством над людьми.

Меня дважды избирали в парламенте, и я не чувствовал, что у меня нет полномочий. Когда Президент избирается Парламентом, депутаты проголосовавшие за него, несут моральную ответственность. Таким образом, есть большинство в 61 депутат, с которым можно работать, голосовать за законы. А у нас что есть? Те, кто в парламенте, отправляют президента, куда хотят, и совершенно ему не помогают. Вот почему я настаиваю на парламентской республике, потому что мы говорим о коллективной ответственности. Если президент избран парламентом, то у него есть право прийти и попросить поддержки у депутатов, а не оказаться в ситуации, когда он ощущает себя на безлюдном острове.

Deschide.MD: Благодарим

 

Источник: deschide.md