11 марта персональные ассистенты в Кишиневе провели очередной протест у мэрии города. Ранее стало известно, что их вызывают в территориальные отделения CNAS и уведомляют о расторжении с ними контрактов.

Изначально, ещё на стадии первых протестов они условно разделились на две группы: тех, кто воспитывает детей, нуждающихся в повышенном внимании, и тех, кто ухаживает за престарелыми людьми. Но проблема у них общая.

Напомним, в январе стало известно, что мэрия Кишинёва собирается уволить сотни личных помощников в Кишинёве, а остальным — снизить зарплату на 50%. Муниципальные власти заявили, что у них на это якобы недостаточно средств. Затем был подписан и указ, согласно которому 190 персональных помощников-пенсионеров, получавших зарплату из Фонда поддержки населения, будут уволены. Остальным 2100 помощникам будут платить только за полставки.

Больше всего пострадают самые уязвимые – пенсионеры, которые ухаживают за пенсионерами. Эти люди реже всего заявляют о себе. Причин несколько, но можно выделить две основные. Первая – им просто стыдно признаваться, что они, прожив всю жизнь, оказались в нищенском положении и вынуждены выпрашивать помощь у государства. Но есть и вторая причина – страх. Они бояться, что, если начнут заявлять о своих правах, у них ещё что-то отберут. Они предполагают, что если же персональным ассистентам пенсионного возраста вдруг вернут их полномочия, где гарантия, что бунтовщиков не вычеркнут из новых списков?

У жительницы Кишинёва пенсионерки Евгении Ивановны, которая попадает в уязвимую категорию, отец уже много десятилетий передвигается в инвалидной коляске. Он пытается не унывать, что-то делает руками, при этом элементарно кастрюлю из холодильника самостоятельно достать не может.

— Наша семья очень сильно пострадала от этой ситуации, — рассказывает пенсионерка. – Не знаю, что делать, прямо руки опускаются. Чтобы стать персональным ассистентом для папы, я стояла в очереди полтора года. Контракт продлевали ежегодно, нынешний у меня до августа, получается, что его прерывают. Но увольняют не только нас, но и государственных служащих, которые нас, персональных ассистентов, курируют.

Понятно, что зарплата персонального ассистента нет так уж велика, но всё равно это подспорье. Теперь Евгении Ивановне, для того, чтобы семья не перешла в прямом смысле на подножный корм нужно думать о том, как заработать деньги. А как? Мало того, что надолго нельзя оставить отца, так ещё и мать, которой уже далеко за 80, полностью слегла, надолго её оставлять нельзя. Суммарный доход семьи Евгении Ивановны из трёх пенсионеров – около 10 тысяч – на всё. На коммуналку, еду, лекарства, о какой-то реабилитации не может быть и речи.

С другой стороны, куда в наше время могут взять на работу пенсионерку, когда молодые и сильные не всегда могут устроиться? Думали всей семьей к кому-то обратиться, да так и не придумали.

Впрочем, недавно знакомый знакомых, как у нас обычно информация расходится, заявил им, что, если кто-то в этой ситуации может помочь, так это только ПАС. Вот это новость! Это говорят те, кто продолжает закрывать школы и детские санатории, те, кто вышвырнул пенсионеров за низшую грань бедности.

Понятно, что персональные ассистенты пали жертвой войны, может даже спланированной, между парламентскими и министерскими ПАСовцами и примэрийскими МАНовцами. То, что денег не хватает – плохой аргумент, в данном случае можно было поскрести по сусекам и найти несколько миллионов – это не министрам зарплаты повышать. Причём, «поскрести» могли бы и те, и другие. Для правительства, которое разбазаривает государственный бюджет на попойки для иностранных делегаций – это вообще копейки. Да и город, мог бы бюджет потрясти. Тротуарная плитка, которую меняют каждые два года, а то и чаще – не самое главное.

Действительно, сейчас, под шумок, ПАСовцам будет очень удобно сыграть в справедливость, фактически ничего не предпринимая. Может даже что-то пообещают, перед выборами, но на самом деле социальные программы им чужды.

То, что персональные ассистенты выходят на протесты и пытаются защитить не только свои права, но и жизни людей, за которых отвечают, конечно, правильно. Но что они могут сделать, если даже фермеры со своими тракторами уехали восвояси?

www.md.kp.media