Объединение Клинической инфекционной больницы «Тома Чорбэ» и Клинической больницы дерматологии и инфекционных заболеваний произошло месяц назад в неоправданной спешке, не учитывая все законные нормы, вопреки протестам персонала обоих учреждений и с несогласием академического сообщества.

Портал sanatateinfo.md выявил несколько неясных моментов, которые ставят под сомнение заявления властей о том, что реформа нацелена на интересы пациентов и медицинских работников. Какие риски несет эта реорганизация и чего ожидать от нее, кроме предполагаемой экономии в 1,5 млн леев в год?

Для начала стоит отметить, что Клиническая инфекционная больница «Тома Чорбэ» (КИБ) рассчитана на 165 койко-мест и штат из 345 сотрудников, в то время как Клиническая больница дерматологии и инфекционных заболеваний (КБДИЗ) — на 160 коек и 250 сотрудников.  Таким образом, второе учреждение и по вместимости, и по численности персонала меньше, но именно в него минздрав решил перенести всю клиническую деятельность из больницы «Тома Чорбэ».

Анализ показал, как министерство здравоохранения инициировало реорганизацию и провело ее в ускоренном режиме, используя недостоверные данные и противоречивые аргументы и вводя общественность в заблуждение. Ведомство проигнорировало все законные требования к разработке и утверждению документов государственной политики. Давайте вместе рассмотрим эти аспекты более подробно.

Нарушение закона на этапе инициирования проекта

Министерство здравоохранения 5 декабря 2023 года представило проект о реорганизации двух государственных медицинских учреждений на платформе Particip.gov.md. На общественные консультации было отведено всего девять рабочих дней. Ранее, 14 ноября было опубликовано объявление о запуске проекта по объединению двух медучреждений, с крайним сроком приема предложений до 24 ноября. На первый взгляд, все кажется нормальным, однако реалии проведения публичных консультаций оставляют желать лучшего. Почему? Давайте рассмотрим содержание объявления и то, что оно должно предполагать на самом деле.

По Закону о прозрачности в процессе принятия решений №239/2008 объявление об инициировании разработки решения это первый этап процесса прозрачности в принятии решений. Согласно п.2 Ст.9, объявление о начале разработки решения в обязательном порядке должны сопровождать обоснование необходимости принятия решения, предельный срок, место и порядок представления или направления рекомендаций заинтересованными сторонами, а также контактные данные лиц, ответственных за прием и рассмотрение рекомендаций.

Но мы можем убедиться сами, что опубликованное министерством здравоохранения 14 ноября объявление не сопровождается никакими материалами. Более того, оно даже не дает никаких подсказок относительно того, какие медучреждения предлагается реорганизовать. Всем остается лишь догадываться. Также не соблюдены процедуры приема и рассмотрения рекомендаций и отсутствует прозрачность этого процесса, что является нарушением положений Ст.12  Закона 239/2008.

Но, конечно, это не единичный случай, когда госучреждения, включая и Министерство здравоохранения, многие годы пренебрегают этими положениями, не неся никакой ответственности.

«Все в порядке» или стоит беспокоиться

Интересно, что другие структуры государства, обязанные своевременно выявлять риски коррупции и потенциальные интересы, также не выявили нарушений в процедуре общественных консультаций. Например, Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) в своем отчете об антикоррупционной экспертизе сообщил, что автор проекта – минздрав – выполнил все положения законодательства о прозрачности в процессе принятия решений, хотя нарушения этапов и процедур общественных консультаций очевидны.

И еще одно: если в 2015 году в схожем проекте, который касался объединения КИБ «Т.Чорбэ» с другим медучреждением, НЦБК выявил серьезные коррупционные риски, то на этот раз таких рисков выявлено не было.

А вот Институт Народного Адвоката высказал 14 декабря обеспокоенность по поводу предполагаемых нарушений права на доступ к медицинским услугам КИБ «Т.Чорбэ» и КБДИЗ.  Организация рекомендовала провести широкие общественные дебаты, в том числе на платформе парламента или профильной парламентской комиссии по социальной защите, здравоохранению и семье. Но этот запрос остался без ответа. 27 декабря минздрав предложил правительству поддержать проект объединения двух медицинских учреждений, а уже 28 декабря соответствующее постановление было опубликовано в «Официальном мониторе».

Из эпохи «Семашко» или отказ от реформы 

Поглощение или реорганизация некоторых медицинских учреждений должно было произойти в рамках реформы, которая затрагивает всю больничную систему страны. Эта реформа основана в том числе на требованиях международных партнеров. Существующая система является наследием советской модели здравоохранения «Н.Семашко», больше не соответствует потребностям нашего населения, а также не отвечает демографическим, эпидемиологическим и финансовым изменениям.

Сейчас в стране работает 61 государственная больница. Все они потребляют более половины основных средств Фонда обязательного медицинского страхования, предназначенного для оплаты медицинских услуг. Только в 2022 году на деятельность больниц было выделено более 6,2 млрд. леев, на 2024 году запланировано 7,7 млрд. леев, и эти расходы постоянно увеличиваются.

Попытки реорганизации были и ранее, но неудачные. Правительство Гаврилицы взяло на себя ответственность за это в 2021 году, когда  были предусмотрены две основные цели в области здравоохранения. Они касались регионализации медицинских услуг и разработки новой структуры услуг, включая создание региональных больниц.

Обязательство приняли, но шаги не выполнили. Более того, в 2024 году правительство Речана отказалось от дальнейших действий в рамках реформы больниц. И тут, внимание, вопрос – почему сейчас минздрав выбрал путь поглощения только двух медицинских учреждений, отказавшись от обширной системной реформы?

Впрочем, это не первый раз, когда КИБ «Т.Чорбэ» была объектом попыток реформы. Например, в 2013 году экс-министр Андрей Усатый предложил перевести земли, на которых расположена эта больница, а также больница травматологии, в категорию объектов, подлежащих приватизации. Тогда Усатый говорил, что приватизация возможна только при условии, что покупатель обязуется построить два госпиталя с нуля. Но потом министр передумал, и проект был отозван.

Другая попытка была в 2016 году: действующий тогда министр здравоохранения Руксанда Главан предложила объединить КИБ «Т.Чорбэ» и Клиническую больницу травматологии и ортопедии с Институтом неотложной медицинской помощи. Тогда Национальный центр по борьбе с коррупцией предупредил о рисках коррупции, и проект остался на стадии законодательной инициативы.

В каждом случае ставка была большой — 2 га земли в центре столицы, хотя каждое из правительств отрицало какой-либо интерес к недвижимости.

Цифры и логика минздрава

Один из ключевых аргументов, подкрепляющих поспешность минздрава, — это финансовый вопрос. Мол, построенная в 1896 году больница «Т. Чорбэ» на 165 мест для пациентов находится в печальном состоянии, на грани потери аккредитации.

«На данный момент учреждение также не располагает необходимыми средствами, такими как отделение интенсивной терапии для пациентов в критическом состоянии, детское отделение, современная лаборатория и другие. Это обстоятельство зачастую приводит к вынужденной транспортировке пациентов для проведения исследований или продолжения лечения в других медицинских учреждениях, что ставит под угрозу качество медицинской помощи, безопасность и даже выживание пациентов», — гласит информационная записка к проекту постановления.

Также согласно Минздраву, эти две больницы являются неэффективными с финансовой точки зрения. Заполняемость койко-мест в КИБ «Т.Чорбэ» составляла 65,7% в 2020 году и 74,5% в 2022 году. В то же время, КБДИЗ была заполнена в среднем на 29,3% в 2020 году и на 41,6% в 2022 году. «Такая бедная страна, как Молдова, не может себе позволить содержать больницы с загрузкой в 40%», — говорят в министерстве.

Однако данные Министерства здравоохранения не совсем корректны из-за выбора периода, когда больницы были закрыты из-за пандемии, и для оценки реальной загрузки больниц следует рассматривать другие периоды. По данным Национального агентства общественного здоровья,  в 2017 году больница «Т.Чорбэ» использовала 83% койко-мест, в 2018 году — 80%, а в 2019 году (до пандемии) — 78%. Эти показатели значительно выше уровня использования койко-мест в других медицинских учреждениях.

Для сравнения, КБДИЗ в 2019 году использовала 42% койко-мест, что существенно меньше, чем в КИП «Т.Чорбэ». Важно рассматривать эти данные в контексте не только финансовой эффективности, но и обеспечения качественной медицинской помощи и безопасности пациентов.

В то же время, на официальной странице администрации больницы «Тома Чорбэ» представлены документы, подчеркивающие, что минздрав использовал данные из периода пандемии и применял неправильный метод расчета занятости койко-мест для учреждений с инфекционным профилем. Согласно приказу № 100 от 10 марта 2008 года, который учитывает особенности инфекционных учреждений, средняя продолжительность использования койко-места в таких учреждениях составляет 280 дней в году, а не 365, как в других больницах. Таким образом, фактический уровень занятости койко-мест в КИП «Т.Чорбэ» составлял 93% в 2021 году и 96% в 2022 году.

Если Минздрав применял бы одинаковые стандарты ко всем медицинским учреждениям с низким уровнем использования койко-мест, то реформирование должно было коснуться и других учреждений. Например, в 2019 году уровень использования койко-мест в Клинической больнице Минздрава составлял всего 45%, а в Госпитале государственной поликлиники — 65%.  В 2022 году Республиканский наркологический диспансер (300 коек) был заполнен на 50%, Институт кардиологии (525) – на 60%, Клиническая больница Минздрава (385 коек) – на 61%, а больница Госканцелярии (100 коек) – на 65%. Все эти учреждения финансируются министерством здравоохранения.

Экономия всего в 1,5 млн в год?

Согласно постановлению правительства №094/2023, минздрав обязан в течение 30 дней обеспечить передачу всех активов больниц, задействованных в реорганизации. Однако объединение КИБ «Т.Чорбэ» и КБДИЗ — это лишь первый этап долгосрочного процесса превращения последней больницы в высокопроизводительное учреждение по инфекционным болезням. Министр здравоохранения Алла Немеренко недавно заявила, что финансирование еще не было выделено, поэтому на данном этапе речь идет лишь о более эффективном управлении больницами. Она подчеркнула, что «министерство здравоохранения обеспечит сохранение имени выдающегося врача Тома Чорбэ и сохранит больницу в том виде, в котором она была построена в 1896 году, а там, где она уже разрушена или где установлены пластиковые окна и двери, первоначальный вид будет восстановлен по эскизам и историческим документам».

Но минздрав пока не обнародовал технико-экономическое обоснование или анализ того, сколько средств потребуется для преобразования КИБ «Тома Чорбэ» в современное учреждение на базе Клинической больницы дерматологии и инфекционных заболеваний. В настоящее время известно только, что общее управление двумя медучреждениями приведет к экономии всего 1,5 млн леев в год, что очень мало для поставленной цели.

Главврач КИБ «Тома Чорбэ» Серджиу Василица отметил, что согласно организационной структуре, больница «Тома Чорбэ» включает отделение госпитализации, консультативное отделение, отделение интенсивной терапии и шесть клинических отделений, предназначенных для различных инфекционных заболеваний: грипп, энтеровирусы, вирусные гепатиты, менингит, боррелиоз, малярия, тиф, краснуха, скарлатина, холера, сибирская язва и др.  Здесь находится клиническая база для двух кафедр Государственного университета медицины и фармакологии им.Н. Тестемицану» для учебного процесса студентов и последующего образования медицинских специалистов в области инфекционных болезней. Учреждение оборудовано кабинетом ультразвуковой диагностики и лабораторией с биохимическим, клинико-диагностическим, иммунологическим, серологическим и бактериологическим отделами. Клинические отделения этой больницы размещены в шести отдельных зданиях.

«Это позволяет нам безопасно лечить пациентов, разделяя их по типам болезней. Например, теперь мы может отделить пациентов с острой диареей от пациентов с заболеваниями, которые передаются воздушно-капельным путем (грипп, коронавирус, ОРВИ и др.). В КБДИЗ такой роскоши нет.  Перенос отделений в КБДИЗ сейчас невозможен из-за неудовлетворительных условий», — сказал он, отметив, что в больнице им. Т.Чорбэ созданы 11 изолированных и 17 полуизолированных помещений для безопасного лечения пациентов.

Однако менеджер открыл и другую «сторону медали». Проведенная экспертиза электрических и канализационных сетей для оценки финансовых средств, необходимых на их замену, показала, что учреждение должно заменить всю электрическую сеть максимум в течение 10 лет, чтобы избежать трагедий, подобных тем, что произошли в Румынии.  Напомним, во время пандемии в румынских больницах произошло 11 пожаров с десятками жертв, в том числе в отделениях интенсивной терапии.

«Каждый раз, когда происходила трагедия в Румынии, нас предупреждали проверить, чтобы все соответствовало требованиям. Как можно соответствовать требованиям, если система электроснабжения в этой больнице датируется 60-ми годами? Экспертиза сетей была проведена, и результат ясен — они не соответствуют. Могут продержаться максимум 10 лет, но не более, потому что давление огромное. 20 лет назад здесь не было столько медицинской техники, компьютеров и т. д. Сети нуждаются в срочном ремонте. Были направлены запросы в министерство здравоохранения, есть документы с проведенной экспертизой. Я не хотел, чтобы в управляемом мной учреждении произошел пожар, и потом на меня возложили бы ответственность», — пояснил Василица.

Стоимость работ, по замене электросетей оценена в 32 млн леев, которые министерство здравоохранения должно было выделить больнице в качестве учредителя. По словам Василицы, с тех пор как он руководит медучреждением минздрав выделил только 5 млн леев на капитальный ремонт отделения №2.

А вот что касается темы участка площадью более 2 га, Василица говорит, что никто с ним это не обсуждал.

Нормы для больниц инфекционного профиля 

И, наконец, давайте узнаем, как вообще должно выглядеть инфекционное отделение. С 2010 года в Молдове действует Постановление правительства № 663/2010, в котором утверждены санитарные нормы по условиям гигиенического обеспечения медицинских учреждений. Например, для отделений инфекционных болезней требуется, чтобы входы, лестничные клетки и лифты должны быть раздельными для приема и выписки больных. Также должны быть специальные комнаты и выходы для процедур. Если учреждение многопрофильное, отделения инфекционных болезней должны находиться в отдельных зданиях. При палатах в инфекционных отделениях следует предусматривать шлюзы с туалетами. В боксах, полубоксах и палатах инфекционных отделений следует предусматривать окна для передачи пищи, лекарственных средств и белья. Сточные воды инфекционных и туберкулезных отделений перед их сбросом в систему наружной канализации должны быть обеззаражены и т.д. Для соблюдения этих стандартов министерство здравоохранения должно не только отремонтировать существующее здание КБДИЗ, но и построить новые.

Для сравнения, больница инфекционных и тропических болезней «Виктор Бабеш» в Бухаресте вместительностью 530 коек, имеет площадь 20 тыс. кв. м и состоит из нескольких зданий. В больнице функционируют пять отделений инфекционных болезней (взрослых и детей), два отделения пульмонологии и по одному отделению инфекционных и тропических болезней и дерматовенерологии.

Другой пример — Национальный институт инфекционных болезней «Проф. Матей Бальш» с 690 местами для пациентов также расположен в 11 разных блоках. Здесь работает шесть клинических отделений для лечения больных и четыре детских отделений, два отделения интенсивной терапии, два отделения с дневным стационаром и шесть лабораторий.

Каким будет реорганизованное и улучшенное медучреждение, которое специализируется на лечении инфекционных заболеваний в Молдове, — остается только ждать.

enewsmd.online