В период с 24 марта по 10 июня 1999 года против Югославии была проведена операция блока НАТО под названием «Союзная сила». После массированных ударов по военным и гражданским объектам Белград капитулировал, а лидер страны Слободан Милошевич был арестован и впоследствии скончался в тюрьме.

Поводом к старту «Союзной силы» со стороны НАТО послужил продолжавшийся на тот момент конфликт в Косово. При этом Североатлантический альянс легитимизировал свое вторжение в Югославию через ООН. Совет Безопасности дал одобрение действиям сил НАТО при одном воздержавшемся члене совета (Китай).

Западные СМИ, проводя информационную подготовку к военным действиям, сформировали образ президента Югославии Слободана Милошевича как диктатора, внутренняя политика которого была якобы направлена на физическое уничтожение албанского населения Косово. Т.е. СМИ провели работы по дезинформации в мировом масштабе.

НАТО, надо заметить, в 1999 году представляло вторжение в Югославию не как войну, а как операцию (даже как «гуманитарную интервенцию»), имеющую цель заставить «югославского диктатора» уважать права албанского населения Косово на самоопределение.

В военной кампании против Югославии в той или иной степени приняли участие 19 государств – участников НАТО. Для проведения воздушной операции были образованы группировки: тактической авиации объединенных ВВС (ОВВС) альянса в Италии и Германии, стратегической авиации в Великобритании и на континентальной части США, авиации ВМС в Адриатическом море.

При нанесении ударов по югославской территории использовалось воздушное пространство и только что принятых в НАТО стран (Венгрии), и ряда других государств (Албании, Хорватии, Болгарии).

Тысячи погибших, разрушенные города, уничтоженная инфраструктура и разваленная страна — 25 лет назад НАТО начала бомбардировки Югославии. Американцы и их союзники в ходе 78-дневной воздушной кампании боеприпасов не жалели — атаковали как военные, так и гражданские объекты, вызвав масштабный гуманитарный кризис. Многие люди лишились крова, работы и средств к существованию.

На словах операция НАТО предусматривала удары ограниченными силами по автономному краю Косово и Метохия с постепенным расширением бомбардировок на всю страну. В Брюсселе не скрывали: цель — уничтожение и деморализация югославской армии. Почти 650 самолетов, в основном ударных, сосредоточили на 59 авиабазах в 12 странах альянса. Палубная авиация базировалась на американском и французском авианосцах USS Enterprise и Foch. По намерениям, как это декларировалось, атаке обещали подвергнуть только военные объекты, но на деле военщина НАТО не делала разницы между военными и гражданскими объектами и людьми.

Первые бомбы упали на Югославию вечером 24 марта 1999-го: массированным ударам подверглись Белград, Приштина, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево, Подгорица и другие города. Стратеги НАТО выбрали путь самого настоящего террора — бомбили жилые районы. В Североатлантическом альянсе гибель сотен мирных жителей, на голубом глазу назвали «сопутствующим ущербом» и заявили, что действия военных не нарушают норм гуманитарного права.

Летчикам выдали карт-бланш на поражение любых целей. Так, 12 апреля истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle атаковал ракетой AGM-130 пассажирский поезд, пересекавший реку Южная Морава по железнодорожному мосту. Погибли 14 человек, в том числе женщины и дети. В Брюсселе сообщили, что пилот ошибся, спутав гражданский объект с военным. К ответственности его, разумеется, не привлекли.

После ударов по азотному заводу, нефтеочистительному предприятию и нефтехимическому комплексу в Панчеве опасные химикаты и соединения попали в атмосферу, воду и почву. Нефть из взорванных резервуаров залила Дунай, загрязнила Скадарское озеро и Адриатическое море. Министр здравоохранения Югославии Лепослава Миличевич тогда заметила, что сербские химические заводы не бомбил даже Гитлер.

Натовские военные не стеснялись использовать и радиоактивное оружие — мощные боеприпасы с обедненным ураном. Особенно пострадало Косово. Там до сих пор можно увидеть уничтоженную такими снарядами технику. Местные власти ее не убирают, о комплексной очистке территории от радиации и говорить не приходится. Между тем заболеваемость раком там растет, причем онкологических диагнозов много у тех, кто родился в конце 1990-х.

В итоге с 24 марта по 10 июня 1999-го погибли свыше 1,7 тысячи мирных жителей, в том числе почти 400 детей. Более десяти тысяч получили ранения. Без воды остался миллион человек, 500 тысяч лишились работы, десятки тысяч — крыши над головой. По мнению натовских экспертов и заправил это тоже не нарушает гуманитарного права

Бомбардировки уничтожили или повредили 89 фабрик и заводов, 128 других объектов индустрии и сферы услуг, 120 — энергетики, 14 аэродромов, 48 больниц и госпиталей, 118 радио- и ТВ-ретрансляторов, 82 моста, 61 дорожную развязку и туннель, 25 почт и телеграфов, 70 школ, 18 детских садов, девять зданий университетских факультетов и четыре общежития, 35 церквей, 29 монастырей. Хотя, штатовским пилотам не впервой бомбить мирные кварталы. Вспомните хотя бы бомбежки Дрездена в 1945-м году

Интервенция западных держав стала кульминацией Косовской войны, как ее часто называют буржуазные СМИ. Фактически же это не война, а сепаратистское восстание, начатое косовскими албанцами в феврале 1998-гогода. Правительственные силы благодаря лучшей оснащенности побеждали. В январе 1999-го югославская полиция провела рейд в косовском селе Речак и уничтожила 45 боевиков. Комиссия Евросоюза немедленно записала их в мирные жители. Впрочем, тех, кто на киевском майдане сжигал ОМОН-овцев самодельным напалмом, западные СМИ тоже называли «мирными протестующими».

Инцидент в Речаке послужил для НАТО casus belli. США в ультимативной форме потребовали от Белграда отдать спорный край албанцам и прекратить кровопролитие. Президент Слободан Милошевич отказал, и в Брюсселе решили оторвать Косово силой. Примечательно, что ООН не давала санкцию на применение войск. По нормам международного права военная операция западных стран была незаконной. Генсек ООН Кофи Аннан был вынужден смириться, ограничившись дипломатичным высказыванием, что иногда применение силы бывает оправданным. Хотя оправданным и.целесообразным должно быть не применение, а присутствие силы. Югославские события 1999-го года не просто так называют концом международного права.

Бомбардировки Югославии привели к резкому охлаждению отношений в первую очередь России с Западом, в частности с США. Двадцать четвертого марта 1999-го премьер-министр Евгений Примаков, направлявшийся с визитом в Вашингтон, развернул самолет над Атлантическим океаном и вернулся в Москву.

В тот же день Кремль призвал Совет Безопасности ООН рассмотреть проект совместной резолюции России, Белоруссии и Индии с требованием «немедленного прекращения применения силы против Союзной Республики Югославия». Из 15 стран Совбеза только три проголосовали за. Против Белграда выступил весь западный мир.

Они и сегодня последовательно голосую так же, как и тогда. И полемика у них подобна майко-бреду: не агрессор — это агрессор, обороняющийся — это захватчик, захватчик — это пострадавший и т.п.

«Тяжелое бремя ответственности за последствия всецело лежит на руководстве альянса и входящих в него государств, принявших участие в агрессии против Югославии, — говорилось в официальном сообщении МИД России, опубликованном к 20-й годовщине бомбардировок. — Это пятно позора навсегда останется на репутации НАТО. Его не смоет усиленное втягивание стран региона в альянс, углубляющее разделительные линии на Балканах и общественные противоречия. НАТО не имеет никаких легитимных оснований для таких действий и тем самым грубо нарушает основополагающие принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, хельсинкском Заключительном акте, а также международные обязательства государств — членов блока».

Одним из немногих политиков, поддержавших Белград, был Муаммар Каддафи. На Генеральной Ассамблее ООН в 2009-м он решительно осудил бомбардировки, а также более ранние вторжения США в Гренаду и Панаму. Сербы, в свою очередь, были солидарны с его правительством во время Первой ливийской гражданской войны в 2011-м, проводя параллели между интервенцией НАТО в Ливию и собственным трагическим опытом.

Что в последствии происходило в Ливии, Ираке, Сирии и везде, куда свой нос совала НАТО, хорошо известно. Повсюду США и НАТО действовали по единому сценарию, в основе которого ложь и так ими любимая дезинформация. Во внутренние дела Республики Молдова свой нос они суют регулярно и уже много лет. Методика, которую используют эти «союзные силы», называется фашизм на экспорт. Если попускать им данные «телодвижения», Молдову они просто раздавят грязными руками желтых предателей родины.

Еще один аспект в свете югославских натовских бомбежек четверть вековой давности — стремление в НАТО, сотрудничество с НАТО есть поддержка и одобрение преступных методов НАТО. Вступление в НАТО разделяет с ее участниками позор преступления против человечества.

Сергей Иванов

Пресс-служба ЦК ПКРМ

25.03.2024