Нюрнбергский процесс — первый и ключевой из серии судебных процессов над рядом военных преступников нацистской Германии, проходивших открылся 20 ноября 1945 года во Дворце юстиции города Нюрнберга. Хотя с тех пор минуло всего 78 лет, современные фашисты и нацисты, наследники Гитлера, Муссолини и Антонеску, не усвоили урок истории, продолжая совершать военные преступления, преступления против мира, против человечности, творя геноцид против собственных народов.
В ходе процесса перед беспрецедентным судебным органом — Международным военным трибуналом (МВТ) из восьми судей, представлявших четыре страны антигитлеровской коалиции, группе бывших руководителей нацистской Германии были предъявлены обвинения в преступлениях. Обвинительное заключение, подготовленное командами прокуроров из США, Великобритании, СССР и Франции, содержало четыре пункта: преступления против мира, преступления против человечности, нарушение законов войны (военное преступление) и заговор с целью совершения данных преступных действий.
После окончания эпохи активной европейской колонизации Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, подписанные большинством стран мира, установили правила войны на суше и на море: они ограничили типы оружия, которое могли использовать воюющие стороны, и отрегулировали права нейтральных сторон. Серия Женевских конвенций, заключённая с 1864 по 1929 год, также внесла свой вклад в юридическое закрепление принципов войны. К 1914 году международное сообщество определилось с определением военных преступлений. Но принятые решения нельзя было назвать полноценными законами — не существовало согласованных санкций, которые должны были применяться к тем, кто нарушил сформулированные правила; не существовало и международных судов, в которых подобные преступления можно было рассматривать.
Поэтому учреждение военного трибунала с международным статусом было столь необходимо и стало возможным во многом благодаря созданию на конференции в Сан-Франциско (апрель-июнь 1945 г.) Организации Объединенных Наций – всемирной организации безопасности, объединившей все миролюбивые государства, которые совместными усилиями оказали достойный отпор фашистской агрессии. Трибунал был учрежден в интересах всех стран – членов Объединенных Наций, которые после окончания кровопролитнейшей из войн поставили своей главной целью «избавить грядущие поколения от бедствий войны: и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». Так записано в Уставе ООН. На том историческом этапе, сразу после окончания Второй мировой войны, в этих целях было крайне необходимо всенародно признать нацистский режим и его главных лидеров виновными в развязывании агрессивной войны практически против всего человечества, принесшей ему чудовищное горе и невыразимые страдания.
Официально осудить нацизм и поставить его вне закона значило покончить с одной из угроз, которая потенциально могла бы в будущем привести к новой мировой войне. Во вступительной речи на первом заседании суда председательствующий лорд-судья Дж. Лоренс (член МВТ от Великобритании) подчеркнул уникальность процесса и его «общественное значение для миллионов людей на всем Земном шаре». Именно поэтому на членах международного суда лежала огромная ответственность. Они должны были «честно и добросовестно выполнять свои обязанности без какого-либо попустительства, сообразно со священными принципами закона и правосудия».
Суду было представлено обвинительное заключение против двадцати четырёх бывших национал-социалистических руководителей, во главе с Германом Герингом, и ряда организаций: СС, СА, СД и гестапо, руководящий состав НСДАП, Имперский кабинет министров, генеральный штаб и Верховное командование вермахта.
В выступлениях прокуроров, прежде всего в ходе их вступительных речей, четыре представителя стран-победительниц изложили своё видение событий Второй мировой войны — все они попытались «придать смысл» недавно завершившемуся конфликту. Представляя МВТ документы и свидетелей, прокуратура смогла развеять сомнения о том, что истории людей, переживших Холокост и оккупацию, являлись преувеличением. В ходе своей защиты подсудимые отрицали свою вину в совершении массовых преступлений: они пытались доказать, что правительства Союзных держав вели себя аналогичным образом и что полную ответственность за все преступления, санкционированные властями Рейха, несли умершие к тому моменту Адольф Гитлер, Генрих Гиммлер и Рейнхард Гейдрих. Подсудимые также утверждали, что они не были в полной мере информированы либо абсолютно не знали о данных преступлениях и их масштабе.
Преодолев множество разногласий, судьи МВТ к 1 октября 1946 года смогли сформировать общую позицию по основным правовым принципам процесса и конкретным приговорам отдельным лицам. В отношении двух обвиняемых дело было прекращено, трое были оправданы, четверо были приговорены к лишению свободы на срок от 10 до 20 лет, трое получили пожизненные сроки, а 12 подсудимых были приговорены к смертной казни через повешение. Десять из них были повешены 16 октября: Мартин Борман предстал перед судом заочно, а Геринг покончил жизнь самоубийством после вынесения приговора. Руководство НСДАП, СС, СД и гестапо были признаны преступными организациями, но их члены подлежали только индивидуальному уголовному преследованию за конкретные деяния; кабинет министров, СА и командование вермахта были оправданы. Катынский расстрел, в последний момент, внесённый советской стороной в обвинительное заключение, не был упомянут в итоговом тексте приговора. Советские власти через особое мнение судьи И. Т. Никитченко выразили свой протест в отношении оправдательных приговоров; ряд государств ООН опротестовал назначение высших мер наказания.
Процесс, шедший на четырёх языках и затянувшийся на 316 дней, оставил после себя более сорока томов стенограмм и доказательств. Он получил широкое и предельно противоречивое освещение в историографии: если одни историки и юристы воспринимали его как пример международного сотрудничества, направленного на верховенство закона, то другие видели в нём пример «правосудия победителей». Впрочем, нет ничего удивительного и нового в двуличии этого мира. Те, кто протестовал тогда, сегодня вскармливают неофашизм.
Нюрнбергский процесс оказал значительное влияние как на развитие международного уголовного права и правосудия переходного периода, так и на деятельность организаторов этнических чисток и государственного террора второй половины XX и начала XXI века.
Есть еще один интересный факт. Обвинение на Нюрнбергском процессе впервые в мире ввело в официальный документ новый термин, «геноцид». В трактовке ООН геноцид — форма массового насилия, как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:
— (несколько действий, включая массовые убийства, пропущены, — авт.)
— насильственное переселение либо иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.
Резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года утверждена Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, в которой дано определение геноцида, и признание его (а также покушение на геноцид, публичные призывы к нему, соучастие в геноциде и заговор с целью геноцида) международным преступлением, независимо от того, совершён он в мирное или военное время, частным, должностным лицом или правительством. В отношении выдачи виновных геноцид не рассматривается как политическое преступление, и виновным не должно предоставляться политическое убежище. Так что, адептам PAS, инициаторам геноцида в Молдове, не судьба скрыться под Яссами.
Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом, при условии, что он имеет юрисдикцию в отношении сторон. Международным органом уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечества, а также военную агрессию, с 1998 года является Международный уголовный суд в Гааге.
К огромному сожалению, усилиями реакционных кругов США и так называемого коллективного Запада ООН перестает быть той структурой, которой она являлась на момент своего создания в 1945-м году, перестает преследовать цели поддержания и безопасности мира; противодействия нацизму, расизму, фашизму; предотвращения геноцида; постепенно сводя на нет главную цель своего создания — «избавить грядущие поколения от бедствий войны: и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности».
Наплевательски относятся к ООН и ее идеям страны, позволившие себе по надуманным фиктивным основаниям бомбить Вьетнам, Ирак, Сирию, Ливию, Югославию и другие государства. Более того, США проповедует фашизм на экспорт, претендуя на мировое господство, которое стремится завоевать чужими руками. Достаточно вспомнить, во что они превратили Украину, Косово, Ирак и Афганистан. Страшно подумать, во что они собираются превратить Молдову. В таких условиях Международный уголовный суд в Гааге, практически подконтрольный их идеологии, выглядит как шоу или как фарс, играя на руку их демагогическим посылам.
Так что, не стоит удивляться тому, с какой наглостью адепты PAS, находясь во власти и под крышеванием заокеанских кукловодов, создают жизненные условия, рассчитанные на физическое уничтожение молдавского народа. Огромное множество молдаван вынуждены эмигрировать за границу, не в силах обеспечить себе на Родине хоть какие-то приемлемые условия существования. Катастрофически снижается рождаемость — явление, которое обусловлено управлением в стиле PAS нашей страной. Враги народа окопались в правительстве, парламенте, президентуре и прочих государственных структурах. Они проповедуют и претворяют в жизнь фашистскую идеологию и нацизм, тщательно маскируют геноцид демагогическими политическими шоу, евросоюзной «морковкой», нескончаемым режимом ЧП. К тому же, «оамень бунь» — все сплошь румыны, даже если они цыгане. И управляют они Молдовой так, как дети Антонеску и румынские фашисты управляли ею с 1918-го по 1940, с 1941-го по 1944-й годы.
Но народная мудрость, отшлифованная веками, все же гласит: «Сколь веревочка не вейся, а конец будет». PAS считает, что идет широким историческим путем цивилизации, но, на самом деле, уныло бредут, спотыкаясь, они по скользкой дорожке. Как точно подметил Владимир Семенович Высоцкий: «А в конце дороги той — плаха с топорами». Впрочем, Бенито Муссолини подвесили за ноги на площади, а итальянский народ до самого конца плевал ему в харю. Собаке — собачья смерть.
Следует отметить, что Нюрнбергский процесс не закончился в 1949-м году. Он будет длиться до тех пор, пока существует нацизм, фашизм, геноцид, преступления против человечности. Широка, хоть и мало посещаема, нюрнбергская скамья, но для врагов рода людского, и наших в том числе, место на ней найдется.
Но сначала мы их свергнем и наведем в стране порядок в соответствии с конституцией.
Сергей Иванов
Comunist.md
20 ноября 2023 года
Комментариев нет